Архитекторы, конструкторы, строители.

 
Бондаренко, Илья Евграфович  (6 [18] июля 1870, Уфа — 21 июля 1947, Москва) — русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости — стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко — лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.
И. Е. Бондаренко родился в Уфе 6 (18 июля) 1870 года. Отец архитектора — Евграф Львович — уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии. Мать, Александра Ивановна, занималась домашним хозяйством. «Подсолнечное — прихоть, бараньи котлеты только в праздничные дни, а белый хлеб — баловство… Ситцевая рубаха была событием», — вспоминал Бондаренко о своем детстве. Поначалу отец хотел приучить сына к торговле, однако эти попытки оказались неудачными; с семи лет Илья стал брать уроки рисования у местного художника, а в 1880 году поступил в уфимскую классическую мужскую гимназию. Учился Бондаренко прилежно, однако поведение имел скверное. У преподавателя рисования познакомился с художником Н. И. Бобиром, сосланным в Уфу и служившим там в должности заместителя городского архитектора.
Первая работа Бондаренко, постройка по проекту А. С. Каминского — Выставочный павильона т-ва Абрикосовых, 1890, Москва
По совету Бобира в 1887 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс архитектура А. С. Каминского. Одновременно с обучением в МУЖВЗ, начал работать в архитектурной мастерской Каминского, где принял участие в выполнении ряда проектов. Не завершив обучения, покинул училище в 1891 году, так как ему угрожал арест за революционную деятельность. Сначала скрывался в Уфе, затем уехал за границу. В 1894 году окончил Строительное отделение Высшей политехнической школы в Цюрихе. Во время обучения познакомился с купцом И. А. Морозовым, по заказам которого выполнил несколько орнаментальных рисунков по тканям]
После окончания учёбы вернулся в Москву, где с осени 1894 года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества, руководил строительством здания Духовной консистории на Мясницкой улице по проекту архитектора В. Г. Сретенского. Некоторое время работал в архитектурной мастерской А. Е. Вебера. В то время архитектор Ф. О. Шехтель, получивший ряд крупных заказов, искал помощника, «знающего русский стиль и умеющего хорошо рисовать». По рекомендации одного из лучших в Москве мраморщиков Кутырина, Шехтель пригласил в 1895 году Бондаренко в свою архитектурную мастерскую. И. Е. Бондаренко работал помощником Шехтеля около двух лет — до 1896 года, принял участие в ряде проектов, наблюдал за строительством построек приуроченной к коронационным торжествам Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Шехтель оказал заметное влияние на формирование собственного художественного стиля Бондаренко; Илья Евграфович позднее высоко оценивал полученный в эти годы опыт проектирования и строительной практики.
С 1895 года Бондаренко занялся глубоким изучением русского искусства в коллекциях Императорского Российского исторического музея и музея П. И. Щукина. В 1896 году вошел в круг организованной С. И. Мамонтовым художественной колонии в Абрамцеве. В 1897—1898 годах по заказу Мамонтова перестроил здание театра Солодовникова, где открылась Частная русская опера. Для её постановок Бондаренко выполнил ряд декораций по эскизам М. А. Врубеля. В 1898—1899 годах он сотрудничал с принадлежащим Мамонтову гончарным заводом «Абрамцево», выстроил для него ряд производственных и жилых строений. Впоследствии керамика этого завода станет излюбленным материалом Бондаренко: почти все построенные храмы он украсит абрамцевской майоликой, которая будет играть в них основную художественную роль. Сотрудничество с мамонтовским кружком помогло Бондаренко получить заказ на проектирование по эскизам художника К. А. Коровина павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В архитектуре павильона были использованы образы национальной русской архитектуры, которые отражали впечатления Бондаренко и Коровина от путешествий по Русскому Северу и Поволжью. Построенный павильон стал первым зрелым образцом нового направления модерна — неорусского стиля. В дальнейшем неорусский стиль станет основным в архитектурном творчестве И. Е. Бондаренко.
В 1900—1905 годах Бондаренко состоял архитектором Иверской Общины сестёр милосердия Красного Креста, для которой построил общежитие, амбулаторию и другие здания. В 1902 году он принял активное участие в московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля: вместе с И. А. Фоминым и рядом других архитекторов вошёл в Комитет выставки, а также представил созданные по его эскизам предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз. Выставка имела успех у публики и способствовала широкому внедрению модерна в московскую архитектурную практику.
В 1902—1904 годах И. Е. Бондаренко строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове, принимает участие в ряде архитектурных конкурсов.
17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.
Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов:
1906—1910 — храм свт. Захарии и Евдокии, Ногинск — Богородской общины Белокриницкого согласия
1906—1911 — Покровская церковь, Малый Гавриков переулок, Москва — Рогожской общины Белокриницкого согласия
1907—1910 — Успенская церковь, 4-я Рогожская улица (Малый Рогожский переулок), Москва
1908 — перестройка храма первой Рогожской общины, Переведеновский переулок, Москва
1900-е — старообрядческий храм при фабрике Кузнецова, Конаково
1900-е — старообрядческий храм, с. Кузнецы, Павловский Посад
1910—1912 — храм Никольско-Рогожской общины, Вековая улица, Москва
1910 — Часовня над могилою А. Я. Полякова,
1911—1912 — перестройка храма Поморского согласия, Орехово-Зуево
В Шуе Бондаренко строит собор для официальной православной церкви; в Иванове — перестраивает православную Крестовоздвиженскую церковь.
Мастер северного модерна, Бондаренко — знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко — автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.
Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями).
С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.
В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 — архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:
Надстройка здания Московской Консерватории (1932—1933)
Пристройки к Третьяковской галерее (1933—1934)
Расширение музея имени Бахрушина (1937—1938)
Надстройка зданий Мосэнерго на Раушской набережной
В 1943—1944 годах Бондаренко работал главным архитектором Ваганьковского и Армянского кладбищ, стал автором ряда мемориальных построек и надгробных памятников на их территориях. Во время войны вёл активную просветительскую деятельность: в 1942—1946 годах он прочитал для находившихся в госпиталях раненых около 100 лекций, большую часть которых посвятил истории московской архитектуры. Несмотря на преклонный возраст, Бондаренко, обладающий большим практическим опытом и глубокими познаниями в истории архитектуры, нередко выезжал в освобождённые от фашистов города, где занимался осмотром и фиксацией разрушенных памятников, давал консультации по их восстановлению; после освобождения Твери он в 1945—1946 годах участвовал в восстановлении казаковского Путевого дворца.
И. Е. Бондаренко скончался в Москве 21 июля 1947 года. Прах архитектора захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища.
 
Проекты и постройки: 
Участие в проектировании особняка З. Г. Морозовой (помощник Ф. О. Шехтеля) (1865—1896, Москва, Спиридоновка, 17)[сн 1];
Наблюдение за строительством по проекту Ф. О. Шехтеля различных сооружений (Царская лестница и пристань, въездные ворота и др.) на Нижегородской ярмарке к коронационным торжествам (1896, Нижний Новгород, Канавинский район), не сохранились;
Фабричные и жилые здания Горкинской мануфактуры, совместно с архитектором Н. И. Какориным (1896—1898, с. Горки Ковровского уезда);
Жилые строения, мастерская для декораций и гончарный завод С. И. Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой (1896—1899, Москва, улица Ямского Поля, 34), не сохранились;
Перестройка театра Русской частной оперы (бывшего театра Г. Г. Солодовникова) (1897—1898, Москва, улица Кузнецкий Мост, 2/6 — Большая Дмитровка, 6/2);
Постройка здания Московской Духовной консистории по проекту архитектора В. Г. Сретенского (1898, Москва, Мясницкая улица, 3);
Постройка здания Московской контрольной палаты по проекту архитектора А. Е. Вебера (1899, Москва, Погодинская улица, 6), объект культурного наследия регионального значения;
Русский Кустарный отдел на Всемирной выставке, совместно с художником К. А. Коровиным (1899—1900, Париж), не сохранился;
Общежитие, амбулатория и некоторые другие постройки Иверской общины сестёр милосердия Красного Креста (1900—1902, Москва, Большая Полянка, 20 — Малая Якиманка, 17), объект культурного наследия регионального значения;
Пристройка к дому (1901, Москва, Староконюшенный переулок, 10/10);
Школа (1901—1902, Иваново)
Магазин (1902, Иваново), впоследствии Центральный универсальный магазин;
Проект дома П. В. Берга (1903, Москва, Лихов переулок), не осуществлён;
Конкурсный проект особняка князя П. П. Волконского (3-я премия) (1903, Москва);
Проект городского театра (1904, Уфа), не осуществлён;
Проект городского театра (1905, Орёл), не осуществлён;
Проект доходного дома Иерусалимского патриаршего подворья (1905, Москва, Гоголевский бульвар, 29), не осуществлён;
Храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы при 2-й Московской Общине старообрядцев Поморского брачного согласия (1905—1908, Москва, Токмаков переулок, 17), объект культурного наследия федерального значения;
Отделка дома Е. И. Полякова (1906, Москва, Большая Бронная улица, 10);
Церковь Св. Захарии и Великомученицы Евдокии и дом причта при Богородско-Глуховской старообрядческой общине белокриницкого согласия (1906—1910, Ногинск), перестроена;
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской старообрядческой (Рогожской) общины белокриницкого согласия (1906—1911, Москва, Малый Гавриков переулок, 29), объект культурного наследия федерального значения;
Успенская старообрядческая церковь (1907—1910, Москва, Четвёртая Рогожская улица), перестроена;
Перестройка храма Первой общины старообрядцев Поморского брачного согласия (1908, Москва, Переведеновский переулок), перестроен;
Проект шатрового храма (1908), не осуществлён;
Дом М. С. Удина (1908, Иваново, улица Дзержинского, 12—12а);
Пассаж Торгового дома «Иван Соколов с сыновьями» (1908—1913, Иваново, Аптечный переулок, 9, 11 — переулок Степанова, 8, 10);
Крест на могиле А. А. Поляковой (1909, Москва);
Старообрядческий храм при фабрике М. С. Кузнецова (1900-е, Рига), не сохранился (?);
Старообрядческий храм в имении М. С. Кузнецова (1900-е, с. Кузнецово близ Кашина);
Часовня над могилой А. Я. Полякова в усадьбе Знаменское-Губайлово (1900-е, Красногорск);
Постройки молокозавода (1900-е, Москва, улица Достоевского), не сохранились;
Старообрядческая церковь во имя Святой Анны Кашинской (1900-е, с. Кузнецы Павлово-Посадский район Московской области);
Проекты церкви-усыпальницы (1900-е), не осуществлены;
Здание электротехнических курсов (1910, Лесная улица), не сохранилось;
Собор (1910—1912, Шуя);
Храм Никольско-Рогожской единоверческой общины (1910—1912, Москва, Малая Андроньевская улица, 11 — Вековая улица, 8), объект культурного наследия регионального значения[13];
Перестройка Кресто-Воздвиженской церкви (1910—1912, Иваново);
Особняк А. И. Соколова (1911, Иваново, улица III Интернационала, 37/38);
Пристройка притвора и колокольни к моленному дому старообрядцев Поморского брачного согласия (1911—1912, Орехово-Зуево);
Оборудование и отделка читального зала Исторического музея (1911—1912, Москва, Красная площадь, 1/2);
Главный дом, службы, больница и школа в имении барона В. Р. Штейнгеля (1911—1912, станица Кубанская);
Проект дома в имении Нагорное П. А. Гуськова при станции Павшино (1912—1915, Архангельское-Ильинское), не осуществлён;
Проект храма со звонницей (1912), не осуществлён;
Больница (1912—1913, Зарайск);
Приют для детских трудовых артелей, состоящих под покровительством Е. И. В. великой княгини Елисаветы Фёдоровны (1913, Москва, Пречистенская набережная, 3), осуществлён частично;
Постройки в имении Н. М. Миронова (1913, близ станции Крюково Московской области);
Надстройка и отделка «Большой Московской» гостиницы (1913), не осуществлены;
Музейные помещения для собрания икон и предметов русской старины в особняке А. В. Морозова (1913—1914, Москва, Подсосенский переулок, 21), объект культурного наследия регионального значения;
Главный дом и больница в имении А. А. Бахрушина (1913—1914, Афинеево Московской области), не сохранились;
Дом бесплатных квартир имени А. Д. и Г. Д. Шелапутиных (1913—1914, Москва, Госпитальная улица, 4а), выявленный объект культурного наследия;
Проект старообрядческой церкви (1914), не осуществлён;
Ново-Казанская часовня (1915, Иваново), снесена в 1920 году;
Павильон Деткомиссии ВЦИК на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923, Москва, район Нескучного сада), не сохранился;
Центральное здание Крестьянского молочного союза (1923—1924, Москва);
План и застройка посёлка «Эмбанефть» (1929);
Здание Дальневосточного института рыбного хозяйства (1930, Владивосток) (?);
Проект здания института Гражданстроя (1932), не осуществлён (?);
Надстройки и пристройки к зданию Московской консерватории (1932—1933, Москва, Большая Никитская улица, 13);
Пристройка к зданию Третьяковской галереи (1933—1934, Москва, Лаврушинский переулок, 6);
Надстройка здания управления Мосэнерго (1933, 1940, Москва);
Дача А. И. Алексеева (1936—1937, Подмосковье);
Проекты выставочных павильонов (1937) (?);
Надстройка театрального музея имени А. А. Бахрушина (1937—1938, Москва, Зацепский Вал, 12);
Проект пристройки к Музею изобразительных искусств (1938, Москва, Волхонка, 12), не осуществлён;
Проекты построек и памятников (1943—1944, Москва, Ваганьковское кладбище).
 
Труды и публикации:
Бондаренко И. Е. Остатки Москвы XVII века. — СПб.: Сириус, 1909. — 15 с.
Бондаренко И. Е. Архитектура Москвы XVIII и начала XIX в.в. // Москва в её прошлом и настоящем. — М.: Образование, 1912. — С. 65—88.
Бондаренко И. Е. Архитектор Матвей Фёдорович Казаков. 1738—1813.. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — 56 с. — 10 000 экз.
Бондаренко И. Е. Художественный облик лавры // Троице-Сергиева лавра. — М.: Индрик, 2007. — С. 59—70. — ISBN 978-5-85759-382-0.
 
Бирюков, Игорь Григорьевич - российский и советский архитектор, народный архитектор Российской Федерации.
 
Академик Международной Академии архитектуры, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, академик Академии естественных наук, Заслуженный архитектор России, Почетный строитель России. Член Архитектурного совета Москвы, заместитель председателя комиссии Архитектурного совета по Центру, член Ученого совета отделения архитектуры РААСН, председатель Архитектурного совета ГУП «Моспроект-3», член комиссии по монументальному искусству Московской Городской Думы, член Общественного совета при префекте ЦАО, член Президиума Правления Союза архитекторов России, первый вице-президент Союза московских архитекторов. До 1992 года шесть лет был президентом СМА. Награжден тремя орденами и несколькими медалями.
 
Постройки: 
экспериментальный жилой район «Куркино» (премия имени архитектора А. Гутнова);
комплекс электроники (г. Зеленоград);
здание центрального архива Москвы (здесь впервые в московской практике строительства применен метод подъема перекрытий);
Институт иностранных языков в Москве; 
Дворец культуры в Красногорске;
здание Горсовета в Люберцах; комплекс санатория «Марфино» (диплом Всемирного Биеннале архитектуры);
комплекс санатория для ветеранов ВОВ в Деденево;
здание Замоскворецкого суда и прокуратуры;
микрорайоны и индивидуальные жилые дома в Москве и городах Подмосковья;
реставрация исторических парков Кусково и Фили–Кунцево;
благоустройство, цветочное оформление Москвы к «Олимпиаде-80» (диплом Всемирного Биеннале архитектуры);
благоустройство площади Шарля де Голля с установкой памятника генералу де Голлю (Почетная грамота Правительства Москвы);
благоустройство территории с установкой памятника странам-участницам антигитлеровской коалиции на Поклонной горе (благодарность Мэра Москвы, руководителя Управления делами Президента РФ, премия «За синтез искусств в архитектуре»);
благоустройство территории сквера у мемориала героев космоса с установкой памятника С. П. Королеву;
реставрация и восстановительные работы на объекте культурного наследия «Ансамбль Марфо-Мариинской обители милосердия».
 
Проекты:
городские центры городов Балашихи, Одинцова, Видного;
музейный комплекс на базе музея Революции;
многофункциональный жилой комплекс на Русаковской ул.;
бизнес-центр на ул. Удальцова;
административно-торговый комплекс на Петровке (диплом Всемирного Биеннале архитектуры);
парк развлечений «Великий Устюг — родина Деда Мороза» (диплом конкурса «Ландшафтная архитектура»);
торгово-административный комплекс «Женевский Дом» на Петровке;
Храм преподобной Ефросиньи на Нахимовском проспекте;
генеральная схема комплексного благоустройства Москвы (премия имени архитектора А. Гутнова);
комплексное решение единой светоцветовой среды Москвы. - jirafma-next.webnode.ru/tatarskaya-ulitsa/tatarskaya-ulitsa-1/
 
Виленский, Борис Соломонович  (1903, Кострома — 1970, Москва) —  советский архитектор.Родился в 1903 году в Костроме. В 1927 году в Москве окончил архитектурный факультет Высшего художественно-технического института.
Участник и лауреат многих архитектурных конкурсов, автор проектов общественных зданий и станций Московского метрополитена.
Умер в 1970 году в Москве.
Дочь — супруга поэта Игоря Шаферана.
Основные работы: Станции Московского метрополитена «Красносельская» (1935), «Аэропорт» (1938), «Партизанская» ("Измайловский парк") (1944), здание фабрики-кухни на Ткацкой улице в Москве (1928), здание Саратовского цирка (1931), здание клуба в Тушино (Москва), здание павильона "Центросоюз" на ВСХВ (ВДНХ СССР) (1954), проект канала в Уфе, проекты павильонов СССР на выставках в Бомбее, Буэнос-Айресе, Дели, Дублине, Кабуле, Москве. Принимал также участие в строительстве здания кинотеатра им. Моссовета (позже - Центральный детский кинотеатр). - jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-25/
 

Воскресенский, Сергей Флегонтович (4 марта 1862 — 26 февраля 1933, Москва) — московский архитектор. Наиболее известные постройки создал в формах упрощённого, рационального модерна и неоклассицизма в 1903—1915 годах. Старший брат архитектора Ф.Ф.Воскресенского.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1887 получил право производства строительных работ. Служил в благотворительных обществах, с началом XX века был востребован частными заказчиками — застройщиками доходных домов. Наиболее известен его дом на Покровском бульваре, 4 (дом УпДК). Перестраивал церкви; крупнейшая сохранившаяся храмовая постройка — колокольня св. Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. 
В 1922 году был привлечён к уголовной ответственности вместе со священником церкви Иоанна Воина на Божедомке Голубевым и диаконом Успенским за «открытое произнесение … с амвона церкви Иоанна Воина в период изъятия церковных ценностей проповеди контрреволюционного содержания, призывающей массы к выражению недоверия деятельности органов Советской власти».
Несмотря на это, сумел продолжить профессиональную деятельность, занимался ремонтом Большого и Малого театров. В 1926 году служил в Нефтесиндикате. Похоронен в Донском монастыре.
 
Сохранившиеся постройки:
1890-e — доходный дом, улица Щепкина, 32 стр. 1, совместно с Н. А. Тютюновым
1898 — Лечебница О. Г. фон Шимана на территории усадьбы М. Г. Спиридова — Ф. К. Рюхардта, Яузский бульвар, 9/6 (Николоворобинский переулок, 6/9)
1901 — трапезная церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, улица Советской Армии, 14 (сама церковь приписывается Никола Леграну)
1903 — доходный дом, улица Покровка, 35
1903 — доходный дом, Спасопесковский переулок, 5/2 — Карманицкий переулок, 2/5
1904 — колокольня церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе, Долгоруковская улица, 23
1905 — доходный дом, улица Пречистенка, 33
1905 — доходный дом П. К. Такке, Подсосенский переулок, 8 стр. 1
1907 — особняк М. П. Беляева — А. С. Панафидиной, Лялин переулок, 14
1908 — доходный дом В. А. Кириллова, Садовническая улица, 4
1909 — особняк А. В. Рериха, Малый Харитоньевский переулок, 10
1911 — доходный дом, 1-я Тверская-Ямская улица, 27
1911 — доходный дом, Токмаков переулок, 7
1912 — доходный дом, Даев переулок, 6
1912 — доходный дом И. А. Страхова, Лялин переулок, 8 (совместно с C. А. Власьевым)
1912 — церковь Иерусалимской Божьей Матери, улица Талалихина, 24
1913 — доходный дом, Покровский бульвар, 4
1913 — доходный дом, Пречистенский переулок, 22/4
1913 — доходный дом, Лесная улица, 41
1913 — особняк П. А. Бачуриной — И. Е. Смирнова, Новокузнецкая улица, 40 (правая часть)
1913 — дом Е. Д. Свешниковой, Новокузнецкая улица, 29
1913 — особняк Н. С. Андре, Гончарная улица, 23
1915 — доходный дом М. А. Страхова, Садовая-Самотёчная улица, 7
1915 — доходный дом Ф. А. Астахова, Динамовская улица 1 / Воронцовская улица, 50
1915 — доходный дом М. М. Малышева, улица Большая Полянка, 46/1 (главный архитектор Г. А. Гельрих)
1920-е — жилой дом, Денежный переулок, 11
1931 — надстройка и новый корпус дома по Плющихе, 31 - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-29/
 
Гельрих, Густав Андреевич (Густав Карл Юлиус Адольфович)  (15 сентября 1878, Гамбург — ?) — русский архитектор немецкого происхождения, мастер московского модерна.
 
Окончил Политехнический институт в Ганновере. В 1901 году переехал в Москву, где получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Оставаясь германским подданным, Гельрих имел обширную частную архитектурную практику в Москве. Член Московского архитектурного общества с 1906 года. В 1908 году представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Санкт-Петербурге. Гельрих специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных доходных домов каркасных конструкций. Строил по заказам Московского торгово-строительного акционерного общества. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. По мнению искусствоведа М. В. Нащокиной, многие из доходных домов Г. А. Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна.
Во время Первой мировой войны архитектурная практика Гельриха прекратилась. Скорее всего, в 1914 году архитектор покинул Россию. Судьба зодчего после 1917 года неизвестна.
В Москве жил в Машковом переулке, 1, на Садовой-Каретной, 6, на Малой Дмитровке, 25 (собственный дом).
 
Постройки в Москве:
Доходный дом Торгово-Строительного общества (1901, Лесная улица), не сохранился;
Здание призовой конюшни и служебные постройки во владении В. П. Смирнова (1902, Скаковая улица, 5, во дворе);
Городская усадьба С. Г. Протопопова — В. С. Татищева, (1902, Новокузнецкая улица, 12—14), (в справочниках часто указано авторство совместно с В.В.Шервудом, на самом деле - перестройка особняка)
Бани С.С.Прусакова (1902, Электрический переулок, 3), перестроены;
Доходный дом М. Малич (1902, Ленинградский проспект, 23);
Доходный дом М. Н. Чижиковой (1902, Садовая-Кудринская улица, 23);
Доходный дом И. И. Леонова (1902, проезд Воскресенские Ворота, 16);
Доходный дом Н. П. Луфьева (1902, Крестовоздвиженский переулок, 3);
Особняк Я. А. Рекка (С. Д. Красильщиковой) (1903, Большая Никитская улица, 56);
Перестройка городской усадьбы Протасовых — Малич (1905, Садовая-Самотёчная улица, 6);
Доходный дом И. М. Коварского (1905, Долгоруковская улица), не сохранился;
Доходный дом П. А. Скопника (1906, Садовая-Кудринская улица, 24/27 — улица Спиридоновка 27/24);
Доходный дом Е. Н. Шевлягиной (1906, Мещанская улица, 20 — примыкает к д. 25 по ул. Щепкина (доходный дом Уткиных), ныне оба дома имеют адрес улица Щепкина, 25/20);
Доходный дом княжны Бебутовой (1909, Рождественский бульвар, 9);
Доходный дом (1910, Скатертный переулок, 10);
Доходный дом Р. Г. Кравец (1910, Большой Харитоньевский переулок, 16, во дворе);
Проект перестройки доходного дома во владении братьев Грибовых, совместно с Н. П. Евлановым (1910—1912, улица Чаплыгина, 3), не осуществлён;
Комплекс доходных домов П. В. Савостьяновой — О. С. и В. С. Смирновых — Яковлевых — В. М. Маркова (1911, улица Петровка, 17);
Доходный дом братьев Грибовых (1911, улица Чаплыгина, 1а);
Доходный дом Я. А. Рекка (1911, улица Пречистенка, 13), впоследствии надстроен;
Доходный дом Р. Г. Кравец, В. В. Варпаховского (1911, улица Жуковского, 7);
Доходный дом Е. Н. Шевлягиной (1911, улица Щепкина, 22);
Доходный дом (1911, Пушкарёв переулок, 6);
Доходный дом (1911, Большой Харитоньевский переулок, 12);
Кинотеатр «Вулкан» (1911, улица Земляной Вал, 76) перестроен в Театр на Таганке;
Дом Д. И. Плащова (1911, улица Земляной Вал, 25), не сохранился;
Мавзолей С. П. Смирнова (1911, Пятницкое кладбище);
Главный корпус Московского товарищества резиновой мануфактуры (1911, Краснобогатырская улица, 2);
Приют Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Св. Марии Магдалины (1911, Проспект Мира, 13);
Доходный дом (1912, Мещанская улица, 20);
Доходный дом А. И. Чернова (1912, Лопухинский переулок, 3);
Доходный дом (1912, Пречистенский переулок, 14);
Доходный дом (1912, Пречистенский переулок, 7);
Доходный дом М. Ф. Зейванг (1912, улица Гиляровского, 1);
Доходный дом Уткиных (1912, Улица Щепкина, 25);
Собственный доходный дом Г. А. Гельриха (1913, улица Малая Дмитровка, 25);
Доходный дом графа В. С. Татищева (1913, Пятницкая улица, 43);
Доходный дом П. А. Цыплаковой (1913, Малый Лёвшинский переулок, 7);
Доходный дом (1913, улица Большая Полянка, 48);
Доходный дом Малышева, совместно с С. Ф. Воскресенским (1914, Большая Полянка, 44/2);
Доходный дом (1914, Большая Бронная улица, 15 — Богословский переулок, 8/15);
Особняк и лечебница доктора Ермолина (А. А. Ермолиной) (1914, Денежный переулок, 24, во вдоре);
Корпуса фабрики «Богатырь» (?, Богородское). - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-14/

 

 

Гиппиус, Карл Карлович (29 января 1864, Санкт-Петербург — 21 мая 1941, Москва) — московский архитектор, мастер эклектики и модерна. Известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Аквариумист-любитель, один из организаторов, а в советское время — главный архитектор Московского зоопарка.
Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге. В 1882—1889 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора. Работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896—1917 занимал посты штатного участкового архитектора при Московской городской управе. Член Московского архитектурного общества 1896 года.
С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса — проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895—1896. В те же годы Гиппиус самостоятельно спроектировал и построил псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина), за которыми последовали сиротский приют имени Бахрушиных в Рижском переулке, проект дома бесплатных квартир имени Бахрушиных на Софийской набережной, 26, доходные дома Бахрушиных в Козицком переулке, 2 и на Тверской, 12, дом А. С. Бахрушиной на Воронцовом поле, 6 и т. д.
С 1898 строит в стиле франко-бельгийского модерна — особняк Казакова (партнёр Перловых) в Староконюшенном переулке, 23, чаеразвесочная фабрика Перловых и Казакова на Каланчёвской, 17 и т. п.
Гиппиус — мастер традиционных для бельгийского модерна растительных орнаментов; вероятно, в творчестве ему помогал опыт натуралиста-любителя. Один из самых известных аквариумистов-любителей Москвы, Гиппиус поддерживал Московский зоопарк, а в 1910 устроил в собственном доме большой публичный аквариум, дополнявший экспозицию зоопарка. Также был известен как мастер-фотограф, с 1910 года — председатель Московского фотографического общества.
Благодаря сотрудничеству с Зоопарком после революции Гиппиус стал его штатным архитектором. После присоединения «Морозовского сада» в 1925—1927 спроектировал и построил основные сооружения новой территории зоопарка — «Турью горку», Обезъянник, «Остров зверей», «Полярный мир». Эти сооружения многократно перестраивались, но общая планировка Гиппиуса сохраняется по сей день. В 1927—1928 спроектировал сохранившийся дачный посёлок «Соломенная сторожка» в нынешнем Тимирязевском районе Москвы. После постройки архитектор переехал в посёлок на постоянное жительство.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
 
Проекты и постройки: 
Перестройка фасада и интерьеров чайного магазина В. Н. Перлова, совместно с Р. И. Клейном (1895—1896, Москва, Мясницкая улица, 19)[сн 1];
Особняк А. А. Бахрушина (1895—1896, Москва, Зацепский Вал, 12);
Перестройка особняка К. П. Бахрушина (1895—1896, Москва, Новокузнецкая улица, 27);
Перестройка дома (1897, Москва, Улица Петровка, 18);
Службы во владении Тальгрена (1897, Москва, Малый Николопесковский переулок, 5);
Особняк Н. И. Казакова (1898—1901, Москва, Староконюшенный переулок, 23);
Сиротский приют имени Бахрушиных (1899—1901, Москва, Первый Рижский переулок, 2);
Первоначальный проект дома бесплатных квартир имени братьев П., А. и В. Бахрушиных, совместно с Ф. О. Дворжецким-Богдановичем (1900, Москва, Софийская набережная, 26), осуществлён по изменённому проекту;
Особняк Н. В. Бахрушина (1900, Москва, Смоленский бульвар), не осуществлён;
Доходный дом Товарищества А. Бахрушина (1900—1901, Москва, Тверская улица, 12);
Доходный дом И. И. Фидлер (1901, Москва, Лобковский переулок)
Собственный доходный дом (1901, Москва, улица Тимура Фрунзе, 20);
Пристройка к училищу И. И. Фидлер (1901, Москва, Улица Макаренко, 5/16);
Комплекс доходных домов Товарищества А. Бахрушина и сыновей (1901—1904, Москва, Козицкий переулок, 2);
Строительство на средства Бахрушиных Собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи по проекту К. М. Быковского (1901—1904, Зарайск, Кремль);
Доходный дом Манкова (1902, Москва, Гостиный переулок);
Доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета» (1902, 1909—1910, Москва, Малая Бронная улица, 4)
Доходный дом Е. Н. Свешниковой (1902—1903, Москва, Большой Чудов переулок, 5);
Дом А. С. Бахрушиной (А. П. Бахрушина) (1903, Москва, Улица Воронцово Поле, 6);
Проект типографии Кушнерёва и К (1903, Москва, Пименовская улица), не осуществлён;
Устройство и отделка помещений Учётного банка в здании Старого Гостиного двора (1903, Москва, Хрустальный переулок, 1);
Проект хозяйственной постройки в собственном владении (1903, Москва, улица Тимура Фрунзе, 20), не осуществлён;
Перестройка особняка Е. И. Залогиной (1904, Малая Дмитровка, 13/17);
Проект доходного дома С. В. Перлова (1904, Москва, Каланчёвская улица), не осуществлён;
Пятницкое попечительство о бедных с церковью Елены Царицы (1904—1907, Москва, Третий Монетчиковский переулок, 4—6);
Дом И. Д. Ремезова (1905, Москва, улица Коровий Вал), не сохранился;
Проект фабричного здания во владении С. В. Перлова (1905, Москва), не осуществлён;
Дом Мещанской полицейской части (1905, Москва, улица Щепкина, 28);
Службы во владении П. Н. Грибова (1905, Москва, улица Жуковского, 1);
Одноэтажный жилой дом во владении Торгового дома С. В. Перлова (1905, Москва), не осуществлён;
Фабрика Электрической развески чаёв Торгового дома «С. В. Перлов и И. И. Кузнецов» (1905—1906, Москва, Каланчёвская улица, 17), надстроено;
Надстройка и приспособление здания для размещения женской гимназии (1906, Москва, Колпачный переулок, 4);
Доходный дом во владении сестёр Оконечниковых (1907, Москва, Большая Якиманка, 20);
Постройка во владении М. Г. Комиссарова (1908, Москва, Тверская улица), не сохранилась;
Здание «Аквариума» К. К. Гиппиуса (1909, Москва, улица Тимура Фрунзе, 20), не сохранилось;
Дом В. М. Ускова (1909, Москва, Бобров переулок);
Конкурсный проект Городского училищного дома (1909—1910), 2-я премия;
Новые корпуса, перестройка старых на фабрике «Товарищества А. Бахрушина и С-ей» (1900-е, Москва, Кожевническая улица, 9—13);
Перестройка дома во владении «Товарищества А. Бахрушина и С-ей» под театр (1910, Москва, Малая Дмитровка, 17);
Проект дачи А. Я. Перловой (1910, Москва, Сокольники), не осуществлён;
Перестройка Церкви Троицы Живоначальной при 2-м гренадёрском Ростовском полку при Спасских казармах (1910, Москва, Садовая-Спасская улица, 1);
Училищное здание (1911, Москва, Суворовская площадь, 1);
Деревянная дача А. Я. Перловой (1911, Москва, Четвёртый Лучевой просек, 17);
Особняк Х. К. Фаврикодорса (1912, Москва, Коровий Вал), не сохранился;
Проект Дома Совета детских приютов (1912—1913, Москва, Бабушкин переулок, 7), не осуществлён;
Убежище для женщин медицинского звания (1914, Москва, Федоскинская улица, 16/1), не сохранился;
Сооружения Московского зоопарка (Турья горка, обезьянник, Остров зверей, Полярный Мир) (1925—1927, Москва, Большая Грузинская улица, 1);
Дачный посёлок «Соломенная сторожка» (1927—1928, Москва, Тимирязевская улица, 33, стр. 6-16, 16а, 18, 19). - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-27/ , jirafma-next.webnode.ru/monetchikovskie-pereulki/a3-j-monetchikovskij-pereulok/a3-j-monetchikovskij-4-6s1/ , jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-31/
 

Доброхотов, Николай - архитектор, упоминается в связи с домом Энгельбрехта на Кузнецкой улице, который специалисты называют не иначе как "архитектурный кич". Дом построили в 1910 или 1913 году по проекту Н.Доброхотова. Возвел его то ли он сам, то ли это сделал уже другой зодчий – А.Прамнек - не уточняется, во всех источниках упоминаются обе эти фамилии. В некоторых источниках указано, что первый выполнил сам рисунок в 1910-м, а последний уже осуществил задуманное в 1913 году (кое-где уточняют, что тогда он внес лишь незначительные изменения в декор). - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-34/

 

Казаков, Михаил Федорович (1738—1812) — русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.

Родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу зодчего Д. В. Ухтомского; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.
Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы — это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря.
 
Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве», «Строительство Петровского дворца».
Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.
 
Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения.
 
Работы:
Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);
Здание Сената в московском Кремле (1776—1787);
Здания университета на Моховой (1786—1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
Ново-Екатерининская больница (1774-76);
Благородное собрание (1775);
Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);
Петровское-Алабино, дом-усадьба Мещерских (1776);
Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788);
Путевой дворец (Тверь);
Дом Козицких на Тверской (1780—1788);
Храм Вознесения на Гороховом поле (1790—1793);
Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791—1803);
Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789—1791)[9];
Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);
Голицынская больница (1796—1801);
Павловская больница (1802—1807);
Дом-усадьба Барышникова (1797—1802);
Генеральный план Коломны 1778 года;
Церковь Спаса в селе Райсемёновское, достраивал в 1774—1783
Петровский подъездной дворец (1776—1780);
Генерал-губернаторский дом (1782);
 
Приписываемое
Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)
Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784—1802).
Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-15/

 

Карапетян, Мелик - В 1983 г. окончил Ереванский художественно-театральный институт. Специализация - дизайнер автомобильных кузовов. С 1985 по 1992 г. - сотрудник отдела средового дизайна Армянского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической этики (АФВНИИТЭ).
1995-1997 гг. - арт-директор рекламного агентства "Нейм" (Москва). С 1997 г. - независимый дизайнер. Член Союза художников СССР, Союза дизайнеров Армении, Международного союза дизайнеров, Союза дизайнеров Москвы. Обладатель первой премии и диплома республиканского ИТО за лучший дизайн-проект в области товаров народного потребления (1987); диплома Госкомитета по архитектуре и градостроительству СССР за лучший блиц-проект планировки и застройки жилой среды в районах Армении, пострадавших от землетрясения (1988). Удостоен первой премии Западной епархии Армянской церкви в США за проект памятника жертвам геноцида (Нью-Джерси, 1994). - jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-25/
 
Козьмин (Кузьмин), Константин Алексеевич -  1834-(?). Гражданский инженер. В 1881 получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по граждмнскому строительству и дорожной части. В 1895 состоял чертежником СО МГП.
В 1887 отрыл Технически- строительное чертежное бюро.
Известные работы: 
Перестройка церкви Георгия Победоносца на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга (1872)
Церковь Спаса Нерукотворного образа на Шуваловском кладбище Санкт-Петербурга (1876-1880), 
Церковь Воскресения Словущего в Битягово (Подольский уезд)
Перестройка флигеля усадьбы для купца Т.Т.Волкова с возведением второго деревянного этажа, Кузнецкая улица (1875)
Доходные дома по Б. Кисловскому пер., 15 (1883) и Ст. Басманной ул., 6 (1880—84); 
больница в Рождественском монастыре (1894, ул. Рождественка, 20). - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-26/novokuznetskaya-26-8s1/
 
Когновицкий, Франциск-Антоний (Франц Андреевич)  (1868-1911) – архитектор, один из мастеров московского модерна. 
Родился 17 сентября 1868 года в Санкт-Петербурге. В 1885 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил с Малой серебряной медалью в 1892 году. В 1892—1895 годах обучался в Императорской Академии художеств, получил по её окончании звание архитектора-художника. Во время обучения был удостоен серебряной медали.
В начале творческого пути работал на строительстве памятника Александру III на Пречистенской набережной, винного склада на Лесной улице, 28, амбулатории на Яузской улице, 9—11 (проект И. А. Иванова-Шица). Затем некоторое время работал помощником архитектора А. В. Иванова. 
В 1901—1910 годах служил сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления. 
С 1905 года работал московским участковым архитектором, с 1908 года исполнял обязанности члена Строительного совета Московской городской управы.
Ф. А. Когновицкий преподавал стилизацию цветов в Строгановском училище технического рисования, а также на руководимых И. А. Фоминым Строительных и Женских строительных курсах.
 
Основные работы: Проект водонапорной башни на большой площади (1891), не осуществлён;
Павильон городского трамвая «Красностуденческий проезд» (1890-е, улица Дубки)
Перестройка доходного дома (1901, Староваганьковский переулок, 15), 
Конкурсный проект часовни для села Згоровка Полтавской губернии (1902, III премия);
Доходный дом Е. Е. Констан (1903, Второй Обыденский переулок, 11);
Доходный дом А. Л. Брокша (1904, Новокузнецкая улица, 3);
Доходный дом А. К. Цыркина со службами (1905, Малая Дорогомиловская улица), не сохранился;
Павильон городского трамвая «Тверская площадь» (1907—1909, Тверская площадь), не сохранился;
Перестройка, изменение фасада, служебные постройки во владении В. И. Монигетти (1908—1909, Дегтярный переулок);
Конкурсный проект павильона Городского трамвая (1909, Страстная площадь, I премия);
Доходный дом С. Ю. Бобовича (1910, Арбат, 15/43) - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-3/
 
Кожевников, Борис Николаевич -  (24 марта (5 апреля) 1866 - ?) 
Родился в Москве. Русский. Из мещан.
В 1882 году он стал вольным посетителем, а затем и учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества (в училище тогда принимали абитуриентов в возрасте от 12 до 15 лет, так что Кожевников поступил в "преклонном" возрасте).
В 1885 году Кожевников окончил курс наук в училище, а в 1892 году получил за свой дипломный проект малую серебряную медаль (медаль давала право именоваться "неклассный художник архитектуры", кроме того, получивший такую медаль становился потомственным почетным гражданином).
В январе 1897 года Кожевников принят на работу в Замоскворечье: помощником участкового архитектора Пятницкой полицейской части. Но почти сразу Кожевников заявил, что работать с участковым архитектором А. Д. Петровым не будет, и был уволен 11 февраля 1897 года.
В начале 1900 года Кожевников выполнил проект жилого дома купца Михаила Викулевича Кукуева по адресу: Зацепский вал, 14. Дом построен в 1900-1901 гг.
С 1901 по 1914 гг. Кожевником был жителем Замоскворечья: проживал в вышеназванном доме на Зацепском валу.
Время и место смерти Кожевникова неизвестны.
Значимые постройки Кожевникова (неполный перечень):
Училищное здание в Старосадском пер., 7, 1901 г. (ныне это государственная Публичная историческая библиотека)
Перестройка из часовни церкви прп. Димитрия Прилуцкого при клиниках Университета, 1903 г. (Большая Пироговская ул., 6)
Перестройка особняка, 1907 г. (Пожарский пер., 7)
Перестройка особняка, 1907 г. (Савельевский пер., 8) - jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-362/ , jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-16/
 
Прамнек, А - архитектор, упоминается в связи с домом Энгельбрехта на Кузнецкой улице, который специалисты называют не иначе как "архитектурный кич". Дом построили в 1910 или 1913 году по проекту Н.Доброхотова. Возвел его то ли он сам, то ли это сделал уже А.Прамнек, не уточняется, во всех источниках упоминаются обе эти фамилии. В некоторых источниках указано, что первый выполнил сам рисунок в 1910-м, а последний уже осуществил задуманное в 1913 году (кое-где уточняют, что тогда он внес лишь незначительные изменения в декор). - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-34/
 
 
Рерберг, Иван Иванович (4 октября 1869, Москва—1932, Москва) — российский инженер, архитектор, автор проектов Киевского вокзала, Центрального телеграфа и других памятников 1900-х — 1930-х гг. в Москве. Рерберг, мастерски применяя новейшие строительные технологии в своих проектах, избегал звания архитектор, подписывая свои работы Инженер Рерберг. Брат художника Ф. И. Рерберга, дед кинооператора Георгия Рерберга. Заслуженный деятель науки и техники России (1932)
И. И. Рерберг — представитель четвёртого поколения династии инженеров Рербергов (русских датчан). Отец, Иван Фёдорович Рерберг (1831—1917) — железнодорожный инженер, впоследствии управляющий Нижегородской железной дороги — в год рождения младшего сына (1869) работал в Москве, проектируя первый Бородинский мост.
И. И. Рерберг обучался в кадетском корпусе, служил в сапёрных войсках, в 1896 окончил петербургскую Военно-инженерную академию в звании военного инженера. Работал на строительстве Харьковского паровозостроительного завода. В 1895—1899 годах работал на постройке городской канализации в Москве. С конца 1897 года — один из заместителей Р. И. Клейна на постройке здания Музея имени Пушкина в Москве. Впоследствии Рерберг неоднократно работал главным инженером и управляющим работами на клейновских проектах, таких как здание магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ, 1907—1908), клиники на Девичьем Поле, ремесленное училище на Миусской площади (1903). В 1906—1918 годах И. И. Рерберг преподавал архитектуру в МУЖВЗ, был учредителем и преподавателем Высших женских архитектурных курсов. В советский период — профессор МВТУ имени Баумана.
Крупные работы Рерберга опирались (в том числе в буквальном смысле) на новаторские по тем временам решения силового каркаса с использованием клёпаных стальных и железобетонных конструкций. Рерберг, сам первоклассный проектировщик, сотрудничал с В. Г. Шуховым и В. К. Олтаржевским. Строил он и традиционные для Москвы особняки, такие, как дом Урусова (ныне посольство Индонезии), на Новокузнецкой.
Самая значительная постройка Рерберга после 1917 — Центральный телеграф на Тверской (1927). В 1934, после смерти архитектора, завершено строительство начатого в 1930 здания общевойсковой школы РККА в Кремле (на месте снесённых Чудова монастыря и Вознесенской церкви).
Похоронен в Москве, на Введенском кладбище. Могила И. И. Рерберга является объектом культурного наследия федерального значения.
 
Проекты и постройки:
Управление строительством Ремесленного училища имени П. Г. Шелапутина по проекту архитектора Р. И. Клейна (1903, Миусская площадь)
Дом дешёвых квартир, совместно арх. Т. Я. Бардтом и М. М. Перетятковичем (1907, Улица Гиляровского, 57)
Городской дом дешёвых квартир для одиноких имени Г. Г. Солодовникова, совместно с арх. Т. Я. Бардтом по проекту М. М. Перетятковича (1908, Улица Гиляровского, 65)
Особняк Н. В. Урусовой (около 1910, Новокузнецкая улица, 12)
Конкурсный проект дома Экономического общества офицеров Московского военного округа, совместно с В. К. Олтаржевским, 1910 (1-я премия, не осуществлён)
Елизаветинская женская гимназия с церковью (1912, Большой Казённый переулок, 9)
Здание Северного страхового общества, совместно с М. М. Перетятковичем, И. А. Голосовым и В. К. Олтаржевским (1909—1911, Ильинка, 21-23 — Новая площадь, 16)
Голофтеевский пассаж, совместно с В. К. Олтаржевским (1913, Петровка), не сохранился. Голофтеевский — последний московский пассаж, выстроенный до революции (уничтожен, стоял на месте нового здания ЦУМа)
Киевский (Брянский) вокзал, совместно с В. К. Олтаржевским (1911—1914, Площадь Киевского вокзала, 2)
Здание Центрального телеграфа (1925—1927, Тверская улица, 7)
1-я Советская Объединённая военная школа РККА имени ВЦИК (1929—1930, Московский Кремль)
Жилой дом (1930, Газетный переулок, 1/12, строение 5)
Жилой дом (1931, Четвёртая Тверская-Ямская улица, 10)
Инфекционные корпуса Лефортовского госпиталя
Перестройка здания правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги (1910-е, Чистопрудный бульвар, 6/19) - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-12/jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-14/
 
Розенфельд, Зиновий Моисееевич  (1904—1990) — советский архитектор и педагог. Специалист в области жилищной архитектуры.
Родился в 1904 году в городке Чашники (ныне Витебская область, Беларусь) в небогатой еврейской семье. После окончания школы переехал в Москву, где в 1929 закончил архитектурное отделение МВТУ. Среди его учителей были такие известные архитекторы, как И. А. Голосов, Г. Б. Бархин и М. Я. Гинзбург.
С начала 1930-х Розенфельд трудился в проектной организации Мосгоржилсоюза. Одной из его первых по-настоящему серьезных работ в Москве стало проектирование и строительство жилого дома ударников-железнодорожников НКПС на Краснопрудной улице в 1933—1937 годах. После жилого дома ударников-железнодорожников НКПС по проектам Розенфельда в разных частях Москвы строится еще несколько жилых домов — в Мееровском проезде (1934 год), на Кропоткинской (1936 год) и Новокузнецкой (1937 год) улицах, на Ленинградском проспекте (1937 и 1939 годы).
В 1937 году он закончил Факультет архитектурного усовершенствования Академии архитектуры.
В 1938 году Розенфельду поручили реконструкцию Можайского шоссе. Этим Розенфельд занимался почти два десятка лет. В период с 1938 по 1956 год по его проектам на Можайского шоссе было возведено 10 огромных жилых домов.
В 1939 году он занял пост руководителя архитектурной мастерской Архитектурно-планировочного управления Моссовета.
С 1954 года – руководитель архитектурно-проектной мастерской №5 Мосстроя (ныне №13). З. М. Розенфельд объединил в единую мастерскую три совершенно разные по своей творческой направленности проектные группы, которые стали заниматься проектированием градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений. 
 I960 — 1961 гг. он занимает высокий пост заместителя председателя Госстроя РСФСР. Но уже в сентябре 1961 г. постановлением Совета Министров РСФСР З.Розенфельд освобождается от этой должности.
В 1960-е был руководителем проекта массового жилищного строительства на юге Москвы – Волхонке.
С 1964 г. З.Розенфельд руководил мастерской 6 управления "Моспроект-1", занимавшейся реконструкцией и застройкой Первомайского и Бауманского районов Москвы. 
Преподавал в МАРХИ (1931—1935, 1949—1950).
Был женат на Эльфриде Моисеевне Абезгауз — школьной учительнице математики. Старшая дочь — инженер-химик, кандидат химических наук. Средняя дочь — математик, окончила МГУ, защитила кандидатскую диссертацию. Младшая дочь окончила Авиационный институт. 
Основные работы в Москве: жилой дом для сотрудников милиции на Кропоткинской улице (1936), жилой дом № 22-24 работников НКПС («Дом ударника-железнодорожника») на Краснопрудной улице (1937), жилой дом на Ленинградском проспекте (1940), жилые дома № 22, 24, 25, 29, 30—32 на Кутузовском проспекте (1938—1950-е годы), разработка жилой секции (1940), жилой дом на Садовой-Триумфальной улице (1949, с А. Д. Сурисом),
планировка и застройка района Песчаных улиц (1948—1955, совместно с Г. П. Павловым), планировка и застройка района Старокаширского шоссе (в частности, жилой дом № 16 по Каширскому шоссе, в котором находится библиотека им. Л. Н. Толстого, 1954, коллектив авторов), планировка и застройка улицы Бакунина (1955—1960), планировка и застройка района «Волхонка-ЗИЛ» (1955—1960), 8-этажный «директорский» дом на Варшавском шоссе, ныне № 10 корп. 4 (1951), 8-этажный дом на ул. Острякова, 6 рядом со ст. м. «Аэропорт», 12-этажный дом на улице Чкалова (1963), 9-этажный дом на проезде Ольминского (1962), реконструкция санатория «Барвиха» (1967—1977), универмаг «Первомайский» в Измайлове (1970), жилой дом на 1-й Тверской-Ямской улице (1977), двухзальный киноконцертный зал «София» в Измайлове (1978), гостиница ЦК КПСС (ныне «Арбат») в Плотниковом переулке (1980, с А. Б. Бергельсоном, К. П. Алексеевой), жилой дом на Тверском бульваре (1982), санаторий «Русь» в Рузском районе Подмосковья (1984).
Заслуженный строитель РСФСР (1978). в 1940 году за успешную деятельность по осуществлению генплана реконструкции Москвы награжден орденом Трудового Красного Знамени. Сталинская премия третьей степени (1950) — за архитектуру жилого дома № 4—10 по Садовой-Триумфальной улице в Москве, Сталинская премия третьей степени (1951) — за разработку и осуществление индустриальных методов строительства многоэтажных жилых домов в Москве. - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-ulitsa/novokuznetskaya-ulitsa-2/

Шервуд, Владимир Владимирович (5 мая 1867, Москва — 18 июня 1930, Москва) — русский архитектор, строитель жилых домов и деловых зданий в центре Москвы.

В.В.Шервуд родился 5 (17) мая 1867 года в Москве в семье художника и архитектора Владимира Иосифовича (Осиповича) Шервуда, строителя Исторического музея и одного из главных идеологов русского стиля в архитектуре. В. В. Шервуд был средним сыном в семье В.О.Шервуда. Его старший брат Сергей Владимирович приобрел известность как архитектор, а младший брат Леонид Владимирович — как скульптор.
Был женат на Нине Александровне Ганешиной.
 
В.В.Шервуд закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1895 году с Большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры. В 1898 году Шервуд стал архитектором акционерного общества заводов Бромлей и торгового дома К.Тиля. В 1903 году занял должность архитектора Московского купеческого общества и стал членом Комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, которая ведала перестройкой района между Красной площадью и Зарядьем. Занимая эти посты, Шервуд внёс большой вклад в обновление делового центра Москвы.
В 1900 — первой половине 1910-х годов по проектам В. В. Шервуда в Москве был построен целый ряд доходных домов, в архитектуре и оформлении которых преобладает модерн. 
В 1914 году Шервуд строит крупный комплекс деловых зданий на Старой площади. В советский период истории в нём располагался ЦК КПСС, а ныне — администрация президента России (д. 4) и административные структуры правительства Московской области (д. 6). В комплексе зданий на Старой площади Шервуд соединяет элегантность модерна и утилитарность конструктивизма. Предконструктивистский дух прослеживается в строгом ритме больших прямоугольных окон.
В.В.Шервуд, как и его брат, скульптор Л. В. Шервуд, остался в России после Октябрьской революции, но, в отличие от последнего, не занимался активной творческой деятельностью, забросив строительную практику.
18 июня 1930 года В. В. Шервуд скончался в Москве. Похоронен на семейном участке на Даниловском кладбище в Москве (там же похоронена его жена, дочь и внук).
 
Постройки в Москве:
Бывшее здание ЦК КПСС на Старой площади
Доходный дом по адресу Покровка, 44
Особняк В.И. и А.Я.Рекк (затем Мальмберга) (1889), не сохранился;
Особняк Бромлея (1897, Малая Калужская улица, 15), не сохранился;
Служебные постройки при особняке В.И.Рекк (1899, Гранатный переулок, 13),
Доходный дом, совместно с И. А. Ивановым-Шицем (1899, Первая Тверская-Ямская улица, 2), не сохранился;
Особняк С. Т. Протопопова, (1900, Новокузнецкая улица, 12);
Пристройка к зданию частной женской гимназии В. Н. фон Дервиз (1901, Гороховский переулок, 10);
Доходный дом В.И.Руднева (1902—1906, Бауманская улица, 35);
Надстройка дома Е.П.Ярошенко (1903, улица Володарского, 12);
Устройство магазина в доме Московского купеческого общества (1903, Кузнецкий мост, 10/8)
Перестройка Суздальского подворья (1903, Пушечная улица), осущствлено частично;
Доходный дом протоиерея К. И. Богоявленского (1903, Хлебный переулок, 8);
Богадельня Новикова (Московского купеческого общества) (1904, Покровка, 44, во дворе);
Доходный дом наследников Е. Е. Орлова (1906, Смоленская площадь, 1/4);
Дом Г. Э. Бромлей (1906, улица Академика Петровского, ?);
Дом Ф. М. и Н. М. Васильевых (1906, Казачий переулок, ?);
Доходный дом А. А. Дурилина (1906, Черниговский переулок, 9/13 — Большая Ордынка, 13/9);
Перестройка дома Алексеевых (1907, Александра Солженицына, 29);
Изменение фасада доходного дома Московского купеческого общества (1907, Москва, Кузнецкий Мост, 8/10 — Неглинная улица, 10/8);
Доходный дом С. Ф. Семеновой (1909, Первая Брестская улица, 62);
Доходный дом Московского купеческого общества (1909, Улица Покровка, 44);
Дом Г. Э. Бромлей (1909, Шаболовка, ?);
Котельная при Паровой шоколадной фабрике И. Д. Иванова (1909, Малая Ордынка, 25/4);
Северный флигель дома Тутолмина (1909, Гончарная улица, 12);
Доходный дом А. А. Дурилина (1910, Малая Ордынка, 39);
Ремесленное училище им. К. Солдатенкова (1910, Донская улица, 37);
Рабочие казармы Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий (1910, Якиманская набережная, 2, во дворе);
Конторское здание (1911, Улица Сретенка, 6/2 — Рыбников переулок, 2/6);
Перестройка дома (1912, Шелапутинский переулок, 3);
Доходный комплекс Московского купеческого общества, совместно с И. А. Германом, А. Е. Сергеевым (1912—1915, улица Солянка, 1) ;
Доходный дом М. В. Хлудовой (1913—1914, Первый Хвостов переулок, 7, во дворе);
Торговый дом В. И. Титова (1912—1915, Старая площадь, 4);
Торговый дом Е. А. и Э. Арманд (1912—1915, Старая площадь, 6);
Дом и флигель А. В. Бурышкина (1914, Колымажный переулок, 7, во дворе);
Доходный дом (1914—1915, 1-й Люсиновский переулок, 3б). - jirafma-next.webnode.ru/novokuznetskaya-14/