Бахрушина, 31

 
Комплекс зданий Театрального музея им. Бахрушина
 
31/12 с1 - Особняк А. А. Бахрушина (1895—1896, архитектор К. К. Гиппиус; 1937—1938, надстройка и пристройка — архитектор И. Е. Бондаренко), основной корпус музея. 
 
Участок земли на углу Лужнецкой улицы и Зацепского вала был подарен Алексею Александровичу Бахрушину отцом на свадьбу, которая состоялась 17 апреля 1895 года. На этом участке вскоре был построен особняк по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. (рядом с бывшим особняком М.Л.Королева, который также потом перешел в свобственность А.А.Бахрушина, став его жилым домом (jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-29/jirafma-next.webnode.ru/bakhrushina-ulitsa/bakhrushina-25/) Молодые Бахрушины решили, что три комнаты в полуподвальном этаже нового здания отойдут под коллекцию А.А.Бахрушина, а остальные будут использованы для хозяйственных нужд. Однако коллекция росла. 
Вот как вспоминает об этом сын Бахрушина, Юрий Алексеевич: ...«Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, в котором когда-то я родился, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами».
 
Этот дом  в московских кругах называли театральный «Версаль на Зацепе»
 
Одноэтажное здание было реализовано в формах ранней английской готики. Асимметричная композиция объема имеет несколько акцентов. Квадратной в плане башней с шатровой кровлей отмечен вестибюль дома; рядом, на фасаде обращает на себя внимание крупное стрельчатое окно, обрамленное в верхней части фигурным аттиком. 
 
В 1937–1938 годах для размещения увеличившейся коллекции была проведена масштабная перестройка здания. Под руководством архитектора И. Бондаренко здание было расширено, в частности, прежде одноэтажный особняк был надстроен. Тем не менее, внешний вид здания сохранился неплохо, чего нельзя сказать об его интерьере. Внутреннее убранство дома, некогда производившее на современников А. А. Бахрушина большое впечатление, практически не сохранилось. В наши дни о его былом величии говорит только декор вестибюля с расписным потолком, витражами и тяжёлыми деревянными резными дверями. Немногочисленные фрагменты убранства сохранились также в декоре кабинета мецената.
 
В 1940 году на основании задания, выданного жилищным управлением Моссовета, архитектор М.Т. Смуров разработал проект семиэтажного жилого дома. Дом должен был встать вдоль Зацепского вала, перекрыв ул.Бахрушина, которая проходила бы под аркой высотой в три этажа. Ради нового дома хотели снести даже театральный музей. Предполагаемая высота здания – 26,1 метра. По проекту в первом этаже были витринные окна, между ними более низкие двери с большими замковыми камнями. Первые два этажа облицовывались под светло-коричневый рваный камень, верхние этажи – под светло-желтый песчаник. Углы верхних этажей украшались алмазным рустом. Центр фасада выделялся более насыщенной отделкой верхних этажей. На чертеже – резолюция: «Считать согласованным при условии уничтожения центра и необходимости акцентирования арки. Магистральный архитектор академик архитектуры Щусев. 31.Х.40.».
Начавшаяся война отсрочила строительство дома М.Т.Смурова, после войны к этому проекту уже не возвращались. Так театральный музей был спасен.
 
 
31/12 с2
 
31/12с3

Справка:

Государственный центральный Театральный музей им А. А. Бахрушина  — театральный музей в городе Москва, основанный в 1894 году русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным.

Датой основания музея считается 29 октября 1894 года.

Период с 1894 года, когда Алексей Александрович Бахрушин впервые показал свою коллекцию публике, до 1913, когда она была передана в ведение Российской Императорской Академии наук, был, по словам первого главного ученого хранителя музея М. Д. Прыгунова, «периодом первоначального накопления богатств». В те годы коллекция находилась в частной собственности А. А. Бахрушина и была мало доступна широкой публике. Однако, в среде театральной о ней стали говорить с возрастающей серьезностью. За это время молодой музей поучаствовал в семи выставках, одна из которых проходила за границей, в Берлине (1905) и вызвала большой интерес во многом благодаря коллекции Бахрушина.
 
Другой период жизни музея начался 25 ноября 1913 года, когда состоялся акт его передачи в ведение Российской императорской академии наук. После этого в музее появился устав, штат сотрудников и новое название: «Театрально-литературный музей Академии наук». Был начат учет коллекций и заведены соответствующие инвентарные книги.
 
После революции музей пережил два трудных года. По свидетельству современника, коллекция часто была под угрозой разграбления, и оно бы непременно случилось, если бы народный комиссар просвещения А. В. Луначарский не выделил взвод для охраны музея. Проблемой была и сохранность коллекции, так как помещения не отапливались и ценные экспонаты могли пострадать из-за сырости и перепадов температуры. Еще одной проблемой была «идеология» музея — обсуждалась «классовая» природа музея, его «капиталистическая» сущность; это грозило расформированием коллекции и, следовательно, уничтожением музея.
 
Период неопределенности закончился 1 февраля 1919 года, когда музей перешел в состав учреждений Наркомпроса. Правительство стало выделять деньги на его содержание, что позволило возобновить научную и экскурсионную деятельность, которые были затруднительны во время войны и революции. 
 
К этому времени музейная коллекция располагалась в 25 залах, 14 из которых дважды в неделю были открыты для публики. Штат музея в то время составлял 12 человек (сейчас — около 200).
 
В своей научно-исследовательской деятельности музей был связан с театральной секцией Государственной академии художественных наук (ГАХН). Этой организации принадлежала инициатива празднования 30-летия музея в 1924 году.
 
Все эти годы во главе музея был его основатель, Алексей Александрович Бахрушин. Его заслуга в сохранении целостности музея в тяжелое время огромна. Кроме того, значительная (и, может быть, лучшая) часть сегодняшней коллекции ГЦТМ собрана благодаря его огромной энергии и художественному чутью.
 
Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами национального и мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся. В до-музейный период Бахрушин был скорее любителем и дилетантом, и в его увлечении не было ничего необычного: коллекционирование и собирательство было вполне рядовым увлечением для людей его круга. Однако, только у совсем немногих оно превращалось в дело жизни. Бахрушин, прилагая большие усилия, постепенно оттачивал механизмы пополнения коллекции, открывал новые способы получения желанных экспонатов. Бахрушин стал постоянным посетителем антикварных лавок и рынков. Он расширял круг своих знакомств в театральном мире, и его знакомые и друзья передали в дар музею немало ценных предметов. Постепенно у него появилось несколько «агентов» — хороших знакомых в разных городах России и Европы, с которыми он состоял в переписке и вовремя узнавал о возможности приобрести что-то интересное для музея. Пополнялась коллекция и благодаря поездкам Бахрушина за границу. Так в круг интересов Бахрушина вошел и зарубежный театр.
 
После революции, когда Бахрушин лишился своего состояния, его собирательская деятельность стала намного более затруднительной. Однако в этой непростой ситуации он умел правильно распорядиться небольшими средствами, выделявшимися музею на закупки. Он умел и торговаться, и находить дополнительные деньги, и договариваться о том, чтобы вещи приобретались в рассрочку. Немалую роль в этом играли его хорошая репутация, авторитет и личные связи в Наркомпросе. Обширные связи имелись у Бахрушина и в мире антикваров (они, впрочем, к тому времени уже потеряли свое былое значение, так как антикварная торговля переживала не лучшие времена) и коллекционеров. За деятельностью последних он ревниво следил, иногда у них удавалось сделать ценные приобретения, а иногда случались и «дружественные поглощения»: к 1924 году в театральный музей влилась прекрасная коллекция С. И. Зимина, которую он отказался передать в 1914 году (были поставлены условия, неприемлемые для музея в тот момент). Пополнялся музей и благодаря отбору вещей в государственном музейном фонде, куда попали национализированные частные коллекции. 
 
В те годы Бахрушин многое сделал для сохранения театральной культуры. Если бы не его талант собирателя, то многие архивы и произведения искусства, являющиеся сейчас украшением коллекции, были бы скорее всего безвозвратно утрачены. Это, например, архив семьи Садовских, собрание фарфоровых статуэток-карикатур П. Г. Степанова, часть архива Дирекции императорских театров и др.
 
Коллекционерский талант Бахрушина проявлялся не только в умелом поиске и приобретении вещей, но и в том, что он сумел сделать свой музей не «личной коллекцией», отражающей вкусы ее обладателя, а всеобъемлющим собранием национального значения, свидетельствующим об истории русского и советского театра во всей ее полноте — с противоречиями, ошибками, борьбой «новейших театральных течений» с прошлым и между собой. Личные театральные пристрастия Бахрушина формировались под влиянием искусства Малого театра конца XIX века. Малый театр остался для Бахрушина самым любимым, но это не помешало ему собрать внушительную коллекцию материалов, связанных с МХТ, с творчеством Вс. Мейерхольда, это не помешало оказаться в музее работам Фердинандова, Экстер (наиболее полное собрание ее театральных эскизов принадлежит ГЦТМ), Татлина, Рабиновича, Лентулова, Гончаровой и многих других. Способность понимать и ценить самое разное искусство, не ошибаться в своих оценках Бахрушин сумел развить в себе с впечатляющим успехом.
 
После смерти Бахрушина музей остался его наследником, стараясь, подобно своему основателю, бережно сохранять и приумножать коллекцию, которая, несмотря на все повороты истории политической, отражает объективную и всеобъемлющую картину истории театральной.

 

Сегодня в фондах музея более 1,5 миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. 

Помимо главного здания, музей объединяет одиннадцать филиалов. Это три мемориальных дома, четыре музея-квартиры, два выставочных зала и музей-мастерская. В феврале 2014г. открылся первый региональный филиал музея в г.Сочи (в партнёрстве с девелоперской компанией MR Group). Ещё два новых филиала скоро будут готовы принять посетителей.
 
Справка
 
Карл Карлович Гиппиус (29 января 1864, Санкт-Петербург — 21 мая 1941, Москва) — московский архитектор, мастер эклектики и модерна. Известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Аквариумист-любитель, один из организаторов, а в советское время — главный архитектор Московского зоопарка.
 
Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге. В 1882—1889 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора. Работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896—1917 занимал посты штатного участкового архитектора при Московской городской управе. Член Московского архитектурного общества 1896 года.
 
С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса — проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895—1896. В те же годы Гиппиус самостоятельно спроектировал и построил псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина), за которыми последовали сиротский приют имени Бахрушиных в Рижском переулке, проект дома бесплатных квартир имени Бахрушиных на Софийской набережной, 26, доходные дома Бахрушиных в Козицком переулке, 2 и на Тверской, 12, дом А. С. Бахрушиной на Воронцовом поле, 6 и т. д.
 
С 1898 строит в стиле франко-бельгийского модерна — особняк Казакова (партнёр Перловых) в Староконюшенном переулке, 23, чаеразвесочная фабрика Перловых и Казакова на Каланчёвской, 17 и т. п. Гиппиус — мастер традиционных для бельгийского модерна растительных орнаментов; вероятно, в творчестве ему помогал опыт натуралиста-любителя. Один из самых известных аквариумистов-любителей Москвы, Гиппиус поддерживал Московский зоопарк, а в 1910 устроил в собственном доме большой публичный аквариум, дополнявший экспозицию зоопарка. Также был известен как мастер-фотограф, с 1910 года — председатель Московского фотографического общества.
 
Благодаря сотрудничеству с Зоопарком, после революции Гиппиус стал его штатным архитектором. После присоединения «Морозовского сада» в 1925—1927 спроектировал и построил основные сооружения новой территории зоопарка — «Турью горку», Обезъянник, «Остров зверей», «Полярный мир». Эти сооружения многократно перестраивались, но общая планировка Гиппиуса сохраняется по сей день. В 1927—1928 спроектировал сохранившийся дачный посёлок «Соломенная сторожка» в нынешнем Тимирязевском районе Москвы. После постройки архитектор переехал в посёлок на постоянное жительство.
 
Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Справка

Илья Евграфович Бондаренко (6 [18] июля 1870, Уфа — 21 июля 1947, Москва) — русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости — стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.
 
И. Е. Бондаренко родился в Уфе 6 (18 июля) 1870 года. Отец архитектора — Евграф Львович — уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии. Мать, Александра Ивановна, занималась домашним хозяйством. «Подсолнечное — прихоть, бараньи котлеты только в праздничные дни, а белый хлеб — баловство… Ситцевая рубаха была событием», — вспоминал Бондаренко о своем детстве. Поначалу отец хотел приучить сына к торговле, однако эти попытки оказались неудачными; с семи лет Илья стал брать уроки рисования у местного художника, а в 1880 году поступил в уфимскую классическую мужскую гимназию. Учился Бондаренко прилежно, однако поведение имел скверное. У преподавателя рисования познакомился с художником Н. И. Бобиром, сосланным в Уфу и служившим там в должности заместителя городского архитектора.
 
Первая работа Бондаренко, постройка по проекту А. С. Каминского — Выставочный павильона т-ва Абрикосовых, 1890, Москва
По совету Бобира в 1887 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс архитектура А. С. Каминского. Одновременно с обучением в МУЖВЗ, начал работать в архитектурной мастерской Каминского, где принял участие в выполнении ряда проектов. Не завершив обучения, покинул училище в 1891 году, так как ему угрожал арест за революционную деятельность. Сначала скрывался в Уфе, затем уехал за границу. В 1894 году окончил Строительное отделение Высшей политехнической школы в Цюрихе. Во время обучения познакомился с купцом И. А. Морозовым, по заказам которого выполнил несколько орнаментальных рисунков по тканям
 
После окончания учёбы вернулся в Москву, где с осени 1894 года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества, руководил строительством здания Духовной консистории на Мясницкой улице по проекту архитектора В. Г. Сретенского. Некоторое время работал в архитектурной мастерской А. Е. Вебера. В то время архитектор Ф. О. Шехтель, получивший ряд крупных заказов, искал помощника, «знающего русский стиль и умеющего хорошо рисовать». По рекомендации одного из лучших в Москве мраморщиков Кутырина, Шехтель пригласил в 1895 году Бондаренко в свою архитектурную мастерскую. И. Е. Бондаренко работал помощником Шехтеля около двух лет — до 1896 года, принял участие в ряде проектов, наблюдал за строительством построек приуроченной к коронационным торжествам Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Шехтель оказал заметное влияние на формирование собственного художественного стиля Бондаренко; Илья Евграфович позднее высоко оценивал полученный в эти годы опыт проектирования и строительной практики.
 
С 1895 года Бондаренко занялся глубоким изучением русского искусства в коллекциях Императорского Российского исторического музея и музея П. И. Щукина. В 1896 году вошел в круг организованной С. И. Мамонтовым художественной колонии в Абрамцеве. В 1897—1898 годах по заказу Мамонтова перестроил здание театра Солодовникова, где открылась Частная русская опера. Для её постановок Бондаренко выполнил ряд декораций по эскизам М. А. Врубеля. В 1898—1899 годах он сотрудничал с принадлежащим Мамонтову гончарным заводом «Абрамцево», выстроил для него ряд производственных и жилых строений. Впоследствии керамика этого завода станет излюбленным материалом Бондаренко: почти все построенные храмы он украсит абрамцевской майоликой, которая будет играть в них основную художественную роль. Сотрудничество с мамонтовским кружком помогло Бондаренко получить заказ на проектирование по эскизам художника К. А. Коровина павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В архитектуре павильона были использованы образы национальной русской архитектуры, которые отражали впечатления Бондаренко и Коровина от путешествий по Русскому Северу и Поволжью. Построенный павильон стал первым зрелым образцом нового направления модерна — неорусского стиля. В дальнейшем неорусский стиль станет основным в архитектурном творчестве И. Е. Бондаренко.
 
В 1900—1905 годах Бондаренко состоял архитектором Иверской Общины сестёр милосердия Красного Креста, для которой построил общежитие, амбулаторию и другие здания. В 1902 году он принял активное участие в московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля: вместе с И. А. Фоминым и рядом других архитекторов вошёл в Комитет выставки, а также представил созданные по его эскизам предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз. Выставка имела успех у публики и способствовала широкому внедрению модерна в московскую архитектурную практику.
 
В 1902—1904 годах И. Е. Бондаренко строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове, принимает участие в ряде архитектурных конкурсов.
 
17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.
 
Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов.
 
Мастер северного модерна, Бондаренко — знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко — автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.
 
Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями).
 
С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.
 
В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 — архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:
 
Надстройка здания Московской Консерватории (1932—1933)
Пристройки к Третьяковской галерее (1933—1934)
Расширение музея имени Бахрушина (1937—1938)
Надстройка зданий Мосэнерго на Раушской набережной
 
В 1943—1944 годах Бондаренко работал главным архитектором Ваганьковского и Армянского кладбищ, стал автором ряда мемориальных построек и надгробных памятников на их территориях. Во время войны вёл активную просветительскую деятельность: в 1942—1946 годах он прочитал для находившихся в госпиталях раненых около 100 лекций, большую часть которых посвятил истории московской архитектуры. Несмотря на преклонный возраст, Бондаренко, обладающий большим практическим опытом и глубокими познаниями в истории архитектуры, нередко выезжал в освобождённые от фашистов города, где занимался осмотром и фиксацией разрушенных памятников, давал консультации по их восстановлению; после освобождения Твери он в 1945—1946 годах участвовал в восстановлении казаковского Путевого дворца.
 
И. Е. Бондаренко скончался в Москве 21 июля 1947 года. Прах архитектора захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища.
 
Справка:
 
Луначарский Анатолий Васильевич  (11 [23] ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
С октября 1917 года по сентябрь 1929-го — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).
Анатолий Луначарский родился в 1875 в Полтаве, в семье действительного статского советника Александра Ивановича Антонова. Отчество и фамилия получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь — результат перестановки слогов в фамилии «Чарналуский», так как тот был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки
С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; в 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих.  В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.
В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями.К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».
В 1896—1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование» К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала, издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. 
Вместе с другими «вперёдовцами» (ультиматистами) участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.
Ещё в 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.
С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово», о которой И. Дойчер писал: «„Наше слово“ собрало замечательный круг авторов, почти каждый из которых вписал своё имя в анналы революции».
В конце 1915 г. переехал со своей семьей из Парижа в Швейцарию.
Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского; 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3—24 июня 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.
8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.
В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.
После Октябрьской революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года.
На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.
По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков.
В 1918—1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919—1921 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.
Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. 
Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям; но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой». В 1929 году был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).
В начале 1930-х Луначарский — директор НИИ литературы и искусства, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.
В 1933 году отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.