новокузнецкая, 15
Новокузнецкая 23/15, - Храм Святителя Николая в Кузнецкой Слободе
На углу Новокузнецкой и Вишняковского переулка, стоит самый известный, наверное, замоскворецкий храм - святителя Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе.
Престолы: Перенесения мощей Николая Мирликийского чудотворца в Бари, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сергия Радонежского.
В период с 1490 года (приблизительная дата основания Кузнецкой слободы) по начало XIX века на месте будущего храма находилось по меньшей мере две церковные постройки. Первая была построена в 1491 году. Впервые по документам Новокузнецкая церковь упоминается в окладных книгах Патриаршего казенного приказа от 1625 года под названием "Николы в Кузнецах".
В тех же книгах за тот же год известна другая церковь "Николы в Кузнецах", которая теперь называется обычно " Никола в Котельниках" . Это может служить указанием на то, что замоскворецкие купцы были переселены из-за Яузы. Вскоре они построили себе церковь. Можно полагать, что церковь Святителя Николая в Новокузнецкой слободе была построена значительно раньше 1613 года (год основания династии Романовых, когда на царство был избран Михаил Федорович, сын боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии — патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой), потому что она получала ругу, а цари из династии Романовых при них основанным приходским храмам руги уже не давали (руга - содержание приходского клира в Греции и в Древней Руси, она выдавалась и деньгами, и съестными припасами из казны или царских доходов).
В строительной книге церковных земель за 7165 (1657) год в разделе "За Москвой-рекой" говорится: "Церковь деревянная Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Под церковью земли и кладбище вдоль 24 саженей, поперег 18 саженей, и то кладбище тесно, а по нынешней мере против писцовых книг мерою сошлось..." Далее идет перечень дворов с указанием их площади, а затем называются имена ''...попа Поликарпа Степанова, попа Игнатия, двор просвирни Евдотьицы, пономаря Савки Ермолина''. Затем сказано: ''... и по государеву указу из церкви Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе, взято вновь под кладбище позади олтарей церковных порожних земель 4 сажени, подле того взято из попова Поликарпова двора поперег 3 сажени. И по государеву указу около той церкви старое кладбище отгорожено забором наглухо..." В той же книге указано, что храм в Кузнечной слободе был деревянным и что он относится к замоскворецкому сороку.
Согласно реестру 1722 года каменный храм "Николы в Кузнецах" впервые был построен по благословению Святейшего Патриарха Иоакима в 1683 году, а согласно клировым ведомостям - в 1681 году. Если вспомнить, что в древности слово "построить" по отношению к зданию храма часто означало "заложить", то это разногласие легко объясняется. Потому следует считать, что в 1681 году была закладка храма, а в 1683 году - завершение строительства и его освящение (М. Апександровский. Указатель московских церквей. М., 1915.). Эта каменная церковь, возможно, была пятиглавая, и к ней относится данная датировка. Однако не сохранилось сведений о том, когда была пристроена трапезная с приделом и колокольней. В реестре церквей 1722 года Никольский храм в Кузнецах значится уже с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.
В 1766 г. пристроен придел священомученика Василия Амасийского. В 1805 г. старый храм был разобран, и выстроен "тщанием прихожан" новый, сохранившийся до настоящего времени. Храм одноглавый в стиле ампир. Над северным и южным входами в круглых нишах установлены по два барельефа, можно полагать, что это изображения святых евангелистов. Большие размеры светового барабана, перекрытого сферическим куполом, его "ротондальный" характер, сдержанная, в духе строгой классики, разработка плоскости стен и мощный объем абсиды указывают на школу М.Ф. Казакова, одним из учеников которого, по-видимому, и был построен Никольский храм. Одновременно была сооружена и колокольня. Верхний ее ярус был перестроен при возведении новой трапезной в 1847 г. Интерьер прекрасно освещается через большие тройные окна барабана, в куполе которого изображена Святая Троица. В новой трапезной были устроены большие придельные алтари: название южного придела преп. Сергия было сохранено, а северный митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был переосвящен в честь Введения Богородицы. При этом митрополит указал, что память Василия Амасийского следует продолжать праздновать как престольный праздник, и считать его покровителем храма. Трапезная внутри перекрыта крестовыми сводами на четырех столпах; все подружные арки свода украшены лепниной весьма тонкой работы и хорошего рисунка - сложными арабесками в духе итальянского ренессанса.
Уктивно учавстовал в строительстве один из представителей купеческого рода Толоконниковых — Матвей Еремеевич, который жертвовал много денег на храмы Николая Чудотворца в Кузнецах и Живоначальной Троицы в Вишняках. В 1805 г. старый, обветшавший храм Николая Чудотворца был разобран и "тщанием прихожан" выстроен новый, сохранившийся до нашего времени. Организатором строительства и главным жертвователем был М.Е.Толоконников. Он участвовал также в строительстве трапезной в 1804 г., главного церковного здания в 1815 г. и колокольни в 1826 г. храма Живоначальной Троицы в Вишняках. Младший сын Матвея Еремеевича — Василий Матвеевич был прихожанином церкви Николы в Кузнецах и после смерти отца взял на себя заботы об этом храме. На его средства в 1847 г. была построена широкая трапезная и возведен верхний ярус колокольни, на котором повесили 153-пудовый колокол.
Сохранилось упоминание об обновлении Николокузнецкого храма в 1895 г., когда были реставрированы иконостасы и стенная роспись, а также устроено калориферное отопление. Небезынтересно отметить, что на старых фотографиях видны на серебристо-белых куполах храма золотые звезды, к сожалению, замененные уже в наше время позолотой куполов. Основная святыня храма - чтимый образ Богородицы "Утоли моя печали". Он был перенесен из уничтоженной в 1930-е годы церкви святого Николая на Пупышах (в Садовниках) и поставлен во Введенском приделе, посвященном митрополитом Филаретом Пресвятой Богородице.
Храмовая икона святителя Николая первой половины ХVII в., находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначального деревянного храма. На ней - 18 клейм жития святого.
На колокольне 12 колоколов, из них 2 колокола-благовеста были отлиты еще в 1849 году. Один из них весит 2448 кг. Это самый крупный здесь звон, его привезли из храма в Пыжах, когда тот оказался сброшен с колокольни в советское время. На колоколе изображены семь Херувимов, "Благовещение Пресвятой Богородицы", Святитель Николай Чудотворец, Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием.
Сохранились имена клириков, служивших в Николокузнецком храме в XVII - XVIII веках. Это - священники Никита (1625 1628), Мефодий (Нефедий) (1635 - 1644), Андрей (1646 - 1653), Алексей (1654), Симеон (1656), Поликарп (1657 - 1681), Пров Поликарпов (1682 - 1694), Иоанн Данилов (1695 - 1710 и 1715 1725); диаконы - Алексий (1711 - 1714), Иоанн Игнатьев (1732). Упоминается также дьячок Иоанн Саввин (1733).
В советское время храм не закрывался. Это - заслуга настоятелей храма. К этому храму имел отношенией А.И.Солженицын, духовником которого одно время был настоятель В.Шпиллер.
В 1944 г. была промыта живопись и укреплен красочный слой, в 1950 г. был позолочен иконостас главного алтаря.
В 1952 г. в храме было установлено паровое отопление и ггриточно-вытяжная вентиляция. Были также оборудованы подсобные помещения.
В 1982 г. были позолочены главы храма, а в 1986 г. отремонтирован белокаменный цоколь храма, сделана новая оцинкованная кровля в шашку над главным алтарем.
В 1987-1990 гг. - построен приходской дом с крестильным храмом во имя св. равноапостольного князя Владимира, с комнатами для отдыха священников, подсобными помещениями, пекарней для просфор, трапезной.
С 1992 года церковь является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (тогда - богословского института).
1990-1993 гг. - передан Николо-Кузнецкому храму, в качестве приписного, храм Живоначальной Троицы на Пятницкой ул. с домами притча и соответствующим отводом земли.
справка
Протоиерей Григорий Разумовский (1950 г.). Григо́рий Ива́нович Разумо́вский (1883, Москва — 9 января 1967, Москва) — священнослужитель Русской православной церкви, протопресвитер, сотрудник ОВЦС, автор книги «Объяснение священной книги псалмов».
Родился в 1883 году в семье священника, бывшего настоятелем храма Вознесения на Серпуховской улице. В 1917 году со степенью кандидата богословия окончил Московскую духовную академию, где учился у протоиерея Павла Флоренского. С 1918 года по окончании военной службы находился на светской работе.
В 1944 году был рукоположен в сан священника и назначен на служение в храм Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке (ул. Неждановой) города Москвы. С этого же времени ему поручена обработка дел церковного архива, относящегося к межцерковным связям в послереволюционный период. С 1944 года — помощник митрополита Николая (Ярушевича), который курировал в то время внешние связи Московского Патриархата.
В 1945 году принял деятельное участие в подготовке Поместного собора Русской православной церкви и в октябре этого же года по поручению патриарха Алексия I выезжал вместе с епископом Ростовским Елеферием из Москвы в только что освобождённый Харбин, для переговоров о переходе духовенства под омофор РПЦ.
Определением Священный СинодСвященного Синода 4 апреля 1946 года был образован Отдел внешних церковных сношений, в котором протоиерей Григорий Разумовский трудился до 1952 года.
В июле 1948 года активно разрабатывал повестку дня Совещания Глав и представителей автокефальных православных церквей и выступил на нём с докладом об экуменизме. Негативное отношение к этому вопросу, нашедшее отражение в докладе, тем не менее не явилось отрицанием экуменизма как такового.В мае-июне 1947 года в составе делегации Алексия I ездил в Румынию. Служил в Москве в Никольском храме на Преображенском кладбище.
В 1952 году по болезни вышел за штат, получив от патриарха Алексия I персональную пенсию. На пасху 1955 года награждён крестом с украшениями.
справка
Протоиерей Всеволод Шпиллер (с 1951 по 1984 гг.). Вернулся из эмиграции. При нем церковным советом с участием прихожан неоднократно проводился ремонт храма снаружи и внутри. В 1952 г. было установлено паровое отопление и приточно-вытяжная вентиляция. Он сумел в 1950-60-х гг. создать многочисленный приход, обновленный множеством представителей интеллигенции. Проповеди о. Всеволода записывались на магнитофон, и пленки расходились по стране. В течение нескольких лет он был духовником А.И. Солженицына. Интересно, что когда в 1965 году погиб в автомокатастрофе староста храма, власти назначили нового, который развернул антирелигиозную деятельность: в храм повадились ходить атеисты-агитаторы из министерства внешней торговли; родителей, желавших окрестить ребенка, запугивали, заставляли предъявлять все документы вплоть до военных билетов, были устроены даже проверки документов у молящихся в храме, настоятелю "рекомендовали" прекратить христианские проповеди.О. Всеволод не стерпел таких безобразий и его сразу же сняли. Новым настоятелем назначили протоиерея Константина Мещерского (причем перешедшего из обновлеченской "церкви"). Рассказывают, что в день своего вступления в должность о. Константин сел в такси и поехал принимать настоятельство. Когда автомобиль подъехал к храму, то водитель с ужасом увидел - пассажир мертв. После этого случая о. Всеволода больше не трогали.
Все́волод Дми́триевич Шпи́ллер (14 июля 1902, Киев — 8 января 1984, Москва) — священник Болгарской Православной Церкви, с февраля 1950 года — Русской православной церкви; протоиерей; проповедник.
Родился в семье архитектора Дмитрия Алексеевича Шпиллера. Сестра — певица, народная артистка России Наталья Дмитриевна Шпиллер (1909—1995). Жена — Людмила Сергеевна, урождённая Исакова. Сын — дирижёр, народный артист России Иван Всеволодович Шпиллер (1935—2003).
Учился во Владимирском кадетском корпусе в Киеве. В конце октября 1917 участвовал в боях в Киеве на стороне правительственных войск против красногвардейцев. Был ранен. В 1918—1920 участвовал в Гражданской войне в составе Добровольческой армии, был произведён в офицеры.
Эмигрировал в 1920 с армией генерала П. Н. Врангеля, жил в Константинополе, Галлиполи, в конце 1921 переехал в Болгарию. был простым рабочим. Как и многие русские офицеры, в эмиграции бедствовал, был вынужден поступить на работу в компанию, занимавшуюся извлечением и разрядкой снарядов, находившихся на затонувших близ болгарского побережья морских судах. Рисковал жизнью, занимаясь этой опасной работой. Предложил способ, облегчивший разрядку, после чего получил ответственный пост в данной компанииДальнейшую жизнь Всеволода Димитриевича определило его знакомство с архиепископом Богучарским Серафимом (Соболевым; † 1950), управлявшим русскими православными приходами в Болгарии. Дар духовной рассудительности и проведения Владыки Серафима делал его одним из авторитетнейших архипастырей не только в Болгарии, но и за ее пределами. Отец Всеволод испытал глубокое влияние этого старца. Впоследствии ему довелось стать близким помощником этого подвижника. В 1927 году, по благословению архиепископа Серафима, В. Д. Шпиллер поступил на Богословский факультет Софийского университета, где получил богословское и философское образование.
В 1930—1931 годах Всеволод Димитриевич, по определению Священного Синода Болгарской Церкви, проходил послушание в Рыльском монастыре под руководством старца-монаха Евлогия. 20 июня 1934 рукоположён в сан диакона, 21 июня 1934 года хиротонисан во иерея епископом Русской Зарубежной Церкви Серафимом (Соболевым). Служил приходским священником Успенской церкви в городе Пазарджике Пловдивской епархии. Одновременно преподавал гуманитарные предметы в гимназии и сельскохозяйственном институте. В то же время отец Всеволод состоял членом и председателем Духовного суда. К концу 30-х годов относится начало его дружеских отношений с митрополитом Пловдивским Кириллом, впоследствии Святейшим Патриархом Болгарским († 1971). В 1944 году отец Всеволод, по благословению Священноначалия Болгарской Церкви, принял поручение Комитета Отечественного фронта по организации санитарных пунктов в Пловдивском военном округе и возглавил Пазарджикское отделение Общества Красного Креста и добровольной помощи населения фронту. С 1944 года жил в Софии, по приглашению министра иностранных дел и культов Болгарии Петко Стайнова работал в комиссии по выработке проекта законодательства об отделении церкви от государства, оставаясь клириком Болгарской православной церкви. С 1 января 1945 года до 1 февраля 1950 — помощник настоятеля кафедрального собора Святой Недели в Софии. В 1946 году во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Болгарии началось многолетнее общение отца Всеволода с Предстоятелем Русской Православной Церкви. В июле 1948 года отец Всеволод участвовал в составе делегации Болгарской Церкви в Московском Совещании Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Здесь он получил приглашение от Святейшего Патриарха Алексия вернуться на Родину. В августе того же года Святейший Патриарх Алексий наградил отца Всеволода крестом с украшениями «за заслуги его по утверждению связей между Русской и Болгарской Православными Церквами».
В начале 1947 года был «восстановлен» в советском гражданстве в соответствии с указом «О восстановлении в гражданстве СССР бывших подданных Российской империи» от 14 июня 1946 года, который предполагал рассмотрение личного дела специальной комиссией.
Из секретных донесений советских официальных лиц в Болгарии явствует, что, как советский гражданин, Шпиллер встречал враждебное отношение к себе со стороны руководящего духовенства в экзаршество антикоммунистически настроенного экзарха Стефана (Шокова); так в письме от 7 мая 1948 года поверенного в делах СССР в Болгарии Климента Левычкина заместителю министра иностранных дел Вышинскому упоминался как симптоматичный инцидент в январе того же года, когда Шпиллер был демонстративно удалён с собрания священников как «чужеродный пришелец».
Летом 1948 года посетил Москву в составе делегации Болгарской Церкви, участвовавшей в Совещании глав и представителей Автокефальных православных церквей; из делегации, по настоянию правительства СССР, были исключены все нежелательные для Советского руководства и Московского Патриархата кандидаты.
В апреле 1949 года ответственный сотрудник Совета по делам РПЦ В. С. Карпович в записке председателю Совета Г. Г. Карпову докладывал о «нецелесообразности переезда из Болгарии в СССР протоиерея В. Д. Шпиллера» в виду того, что тот являлся «аккуратным поставщиком Московской патриархии информации о положении в Болгарской церкви»; Карпович также отмечал в порядке разъяснения, что архиепископ Серафим (Соболев) (также тогда в юрисдикции РПЦ) «чрезвычайно скуп на посылку информации и ограничивает интересы рамками своей епархии (благочиния)»; предлагал разрешить выезд Шпиллеру в СССР «позже, когда определится расстановка сил внутри епископата Болгарской церкви в пользу твёрдого курса на Московскую патриархию».
Вскоре Патриарх подал ходатайство в Совет Министров СССР о репатриации семьи Шпиллеров, которое рассматривалось на самом высоком государственном уровне. При принятии решения Совмин принял во внимание, что «Шпиллер В.Д. ... твёрдо проводил линию поддержки Московской патриархии. <...> Шпиллер, борясь за сближение болгарской церкви с Московской патриархией, обстоятельно информировал Московскую патриархию о деятельности враждебных ей экуменистов в Болгарии» Ходатайство Патриарха было удовлетворено после согласования с Министерством Иностранных Дел СССР, рассмотрения в Центральном Комитете ВКП(б), и получения личного разрешения Сталина.
Провожая отца Всеволода, Священноначалие Болгарской Церкви возвело его в высший для белого духовенства в Болгарии сан священноиконома с награждением второй палицей. В отпустительной грамоте Болгарская Церковь напутствовала священноиконома Всеволода Шпиллера пожеланием «преизобильного Божия благословения на новом его месте служения — в великой его Родине, православной России, на все дни жизни его».
Прибыл в СССР на постоянное жительство 5 февраля 1950 года. Уже 7 февраля имел беседу, по его личной просьбе, с заместителем председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР С. К. Белышевым, в ходе которой подробно рассказал о ситуации в Болгарской Церкви.
Протоиерей Всеволод Шпиллер принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви, был несколько лет сотрудником Отдела внешних церковных сношений. Он участвовал во многих межцерковных конференциях в Советском Союзе и за рубежом, в работе Всемирного Совета Церквей, Христианской Мирной Конференции. Исполняя церковные послушания, он посетил Болгарию, ГДР, США, Францию, Чехословакию.
Резолюцией Патриарха Московского Алексия от 10 февраля 1950 года был назначен настоятелем Ильинской церкви в Загорске. В 1950—1951 — инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. В 1951 недолго был настоятелем Успенской академической церкви в Новодевичьем монастыре. В 1951—1984 — настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве (где его сменил Владимир Рожков). Для того, чтобы обеспечить Шпиллеров жильём в перенаселённой послевоенной столице, в колокольне храма была оборудована квартира в четыре этажа для его семьи, где они и получили официальную московскую прописку.
Сумел создать многочисленный приход, его духовными чадами были многие представители интеллигенции. Много проповедовал, его проповеди записывались на магнитофон и плёнки расходились по стране среди верующих.
Духовно-просветительская деятельность о. Всеволода расценивалась властями как антисоветская. Партийное руководство раздражали его независимая позиция, зарубежные связи и проповеди, магнитофоные записи которых расходились по стране. Но о. Всеволод не принимал компромиссов в деле пасторского служения и отказывался прекратить проповеди, а его протесты против давления, оказываемого на приход, вызывали критику советских властей и общественный резонанс за рубежом. Церковное положение о. Всеволода также было сложным. Ему приходилось давать личные и письменные объяснения церковному начальству по поводу поступавших на него доносов. Неудивительно, что после смерти покровительствовавшего ему Патриарха Алексия, он был снят с прихода указом нового Патриарха Пимена и отправлен "на покой" - в отставку без пенсии и средств к существованию. Но после истории с гибелью своего преемника о. Всеволод продолжал быть настоятелем храма вплоть до своей кончины.
Среди его учеников — ряд московских священнослужителей: Александр Куликов, Николай Кречетов, Владимир Воробьёв (настоятель Николо-Кузнецкого храма с 1997), Александр Салтыков, Валентин Асмус, Георгий Кочетков, а также Евграф Дулуман, известный своей деятельностью в области «научного» атеизма.
Последнюю в своей жизни литургию совершил 19 декабря 1983 года (Николин день). Скончался 8 января 1984 года; был отпет архиепископом Зарайским Иовом (Тывонюком), похоронен на Кузьминском кладбище Москвы.
Сын - Шпиллер Иван Всеволодович. Дирижер, Народный артист России
В течение нескольких лет был духовником А.Солженицина, позже говорил о нем с критических позиций. "Теперь о Солженицыне-писателе и о Церкви. Нет в мире ничего выше сострадания и жалости. Не мстительность, а сострадание и жалость должны жить в нас и распространяться не только на безвинно страдающих. И уж кому-кому, как не русскому писателю, знать, что носителями правды и высшего добра только и могут быть умеющие сострадать. Солженицын не почувствовал и не понял глубины и значения этой христианской истины, столь близкой и дорогой всей нашей русской литературе и мысли. Ему оказалась недоступной глубина вещей, где происходит касание “мирам иным”, где совершается укоренение душевной жизни в просветляющем её духе. Не достиг он до сокровенных глубин, до светлого “дна” русского характера. То же самое случилось с его церковностью". (из интервью о.Шпиллера)
Мнения об этом священнике, впрочем, были не всегда позитивными - Еп. Василий Кривошеин так описывал Шпиллера в июне 1971 года: "Он себя считал кем-то вроде всероссийского "старца", духовного преемника епископа Афанасия (Сахарова) и архиепископа Серафима (Соболева). И действительно в те времена у него было немало духовных чад в среде интеллигенции и артистическом мире, но среди духовенства он был не популярен и его считали гордым, аристократом и эстетом".
о. Всеволод, по воспоминаниям его сына, во всех своих проявлениях был русским барином. Он был женат на фрейлине российской императрицы. Будучи видным сотрудником отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, широко известным и уважаемым за рубежом, он вел обширную служебную и личную переписку с зарубежными церковными иерархами, часто выезжал по церковным делам за границу, а его квартиру в Николо-Кузнецкой колокольне посещали зарубежные богословы и эмигранты-аристократы. Без преувеличания можно сказать, что о. Всеволод в 50-е и 60-е годы был одним из самых влиятельных клириков Патриархии. Его близкими знакомыми и корреспондентами были Патриарх Болгарский Кирилл, экзарх Западной Европы митрополит Антоний Блюм, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий Кривошеин. Он переписывался с опальным архиепископом Ермогеном Голубевым, с профессором парижского Свято-Сергиевского института П.Н. Евдокимовым и другими видными европейскими и американскими церковными и общественными деятелями. Более того, он являлся духовником знаменитого писателя-диссидента А.И. Солженицына, который посещал Николо-Кузнецкий храм и был вхож в дом Шпиллеров.
Есть свидетельства того, что личностью отца Шпиллера активно интересовалось КГБ, в том числе и из за А.Солженицина: "В 1970-м году к священнику Всеволоду Шпиллеру, настоятелю Николо-Кузнецкой церкви в Москве, обратилась прихожанка, некая Агриппина Истнюк, и рассказала ему замечательную историю. Она дружит с 70-летним "катакомбным" священником, который был монахом Данилова монастыря, был посажен за веру, а после освобождения в 1954 году поселился под тверской деревней Кувшиново, там совершает богослужения. Выходить из подполья священник этот не хочет, боится повторения гонений, но хочет, чтобы о. Всеволод взял её, Агриппину, в духовные дочери, руководил ею, причащал её почаще, и будет рад с о. Всеволодом переписываться. Шпиллер был немногим моложе таинственного священника, которого Агриппина назвала Павлом Троицким. В 1970 г. Шпиллеру было 68 лет, Троицкому – 76. Однако, с самого начала Шпиллер отнёсся к "Троицкому" с огромным уважением и вниманием: ведь о. Всеволод во время сталинских репрессий жил в Болгарии, он вернулся в Россию лишь в 1950 г., а "Троицкий" был настоящим исповедником веры, многократно арестовывался за то, что отвергал курс митр. Сергия Страгородского на компромисс с атеистическим Кремлём. Шпиллер не знал, что священник Павел Троицкий умер в сталинском концлагере в 1944 году (...) Чем о. Всеволод Шпиллер мог так заинтересовать органы кремлёвской безопасности, что они затеяли такую операцию? Человек он был редкий: репатриант, которого патр. Алексий Симанский намеревался сделать одним из руководителей православного возрождения страны, уберёг от ареста и ссылки, общей судьбы большинства репатриантов. Шпиллер был поставлен сперва инспектором Московской духовной академии, потом стал отвечать за контакты с зарубежными христианами. Правда, когда в начале 1960-х органы безопасности развалили структуру, которую исподволь возводил из верных людей патриарх Симанский, пришлось уйти и Шпиллеру – его постепенно выжил новый руководитель ОВЦС митр. Никодим Ротов. Однако, он всё-таки остался настоятелем московского прихода, – единственный репатриант на таком посту. (Православная церковь в России: посл. треть XX в.: миф о Павле Троицком, авт. о. Яков Кротов)
справка
Главная святыня храма икона Божией Матери - "Утоли моя печали"
Из молитвенных текстов иконе можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т.е. греховных страстей, обуревающих сердце.
На иконе Богородица изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.
Первая известная с XVII века икона "Утоли моя печали" находилась в белорусском городе Шклове. Этот образ был привезен в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче. Однако особенное, всероссийское прославление получил замоскворецкий список иконы, находившийся в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее документальные свидетельства были уничтожены огнем во время пожара. Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является следующий случай, положивший начало почитания иконы как чудотворной. Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смертельного исхода. Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление». Женщина поделилась виденным со своими родственниками, и все с глубокой верой отправились в нелёгкий для болящей путь и по прибытии в Москву отыскали указанный храм. Однако, осмотрев всю церковь, прибывшие не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник, к которому больная обратилась за советом, приказал причётникам принести с колокольни все иконы Божией Матери. Среди принесённых обветшавших и запылённых икон обнаружили икону Богородицы с надписью: «Утоли моя печали». Увидев его, больная воскликнула: «Она! Она!» – и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года. С тех пор было установлено в этот день совершать празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.
После разрушения в 1930-е годы Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.
Реставрация образа была осуществлена в середине прошлого века прихожанкой Николо-Кузнецкого храма, иконописцем, художником-реставратором и профессором ПСТГУ Ириной Васильевной Ватагиной.
Праздник иконы, 7 февраля, в Николо-Кузнецком храме всегда отмечается очень торжественно архиерейским чином. У прихожан существует традиция: перед началом службы поклониться чудотворному образу.
справка
Патриарх Иоаким родился в 1620 г., происходил из служилых дворян, носивших фамилию Савеловых. Долгое время сам был на военной службе в южных пограничных областях. Овдовев в 35 лет, он оставил военную службу и принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре. В 1657 году по его прошению Патриарх Никон перевел его в свой новгородский Иверский монастырь, населяемый нарочито разноплеменным братством во образ монашества Святой Афонской горы. Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Новоспасском монастыре. В 1664 году он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, в 1672 году назначен митрополитом Новгородским. Из-за болезни Патриарха Питирима он был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления. 26 июля 1674 года возведен на первосвятительскую кафедру.
Патриарх Иоаким отличался ревностью к строгому следованию церковным канонам. Он пересмотрел чины литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике, исправил и издал Типикон, который поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. Издаваемые книги он, как и Никон, предварительно подвергал своему личному и соборному рассмотрению, проверял даже те книги, которые издавались в Киеве. Он старался вводить всюду однообразие богослужебной практики и соборно разрешал некоторые относительно нее вопросы. Естественно, что при таких условиях он должен был столкнуться с раскольниками и вступить с ними в борьбу, тем более, что в то время особенно усилилась их пропаганда. С целью ослабить раскольническое движение на Соборе 1682 г. было составлено несколько постановлений (например, о надзоре за продажей тетрадей в Москве, об увеличении числа епархий); когда поднялся в Москве раскольничий бунт во главе с Никитой Пустосвятом (1682 г.), Иоаким старался всячески остановить его, в 1683 г. соборно осудил Никиту, выписку об этом отпечатал и разослал для чтения по церквам, всенародно анафематствовал раскольников в Неделю Православия, а в 1685 г. по его мысли были составлены статьи о строгих наказаниях раскольников и их укрывателей. Наконец, он рассылал по разным местностям увещателей для обращения раскольников и издавал противораскольнические сочинения («Увет духовный», «О сложении трех перстов» и т. п.). Также горячо Иоаким боролся с иноверной пропагандой - католической и протестантской. Так, он запретил продавать и покупать иконы, написанные на бумажных листах, особенно «немецкие еретические».
В Москве представителями польско-латинской культуры были главным образом выходцы из Южной России, которых особенно много стало в столице после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Они хоть и оставались по сути православными, но в борьбе против католицизма усвоили внешние приемы латинской схоластики. Кроме того, малороссияне, часто сами того не замечая, под влиянием католицизма допускали некоторые отступления от учения и обрядности православия. Патриарх сумел добиться принятия; указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев. По его просьбе в 1690 г. высланы из Москвы иезуиты, успевшие уже основать в столице свою школу, потому что «они чинили противность св. восточной Церкви, людей прельщали и римской вере научали»; перед смертью в своем духовном завещании он просил царя, чтобы «впредь запретил лютеранам и кальвинистам проповедовать свое учение под казнью накрепко», чтобы не дозволял католической пропаганды и латинских костелов.
Во внутреннем церковном управлении Патриарх Иоаким отстаивал соборное постановление о неподсудности духовенства светским властям, его стараниями в 1677 г. Был упразднен монастырский приказ, бывший наглядным выражением подчинения духовных лиц светскому управлению. По его ходатайству в 1681 году для всех храмов, не имевших земельного надела, велено было отмерить участки из помещичьих и вотчинных земель. Эти меры улучшили материальное положение духовенства. В 1678 году он расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
Из государственных дел, в которых Патриарх Иоаким принимал участие, особенно важно уничтожение местничества. Царь Феодор Алексеевич действовал здесь по совету и благословению Патриарха. Когда для решения этого вопроса в январе 1682 г. I составился Собор, Патриарх выступил с речью, подробно указав вред местничества и I его несоответствие с христианской любовью; с новой речью он обратился к боярам, а когда состоялось сожжение разрядных книг: он побуждал их бросить местничество и даже грозил ослушникам церковным запрещением.
В период предстоятельства Патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. По его благословению в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище со временем превратилось в Славяно-греко-латинскую академию, которая в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию.
Широкая и энергичная деятельность Патриарха Иоакима создала ему, как раньше Филарету и Никону, немало врагов. Некоторые даже замышляли покушения на его жизнь (Никита Пустосвят, Медведев и стрельцы). Но Иоаким не боялся врагов и не отступал от своих планов. В глубокой старости, после 16-летнего патриаршества, он скончался 17 марта 1690 года и был погребен «в соборной великой церкви патриарша престола» - Успенском соборе Московского Кремля.
справка
Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312 - 324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306 - 337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его "Указ о веротерпимости" (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству.
Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют.
В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Праведная Глафира скончалась (+ 322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к императору. За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.
Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков к каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова "аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя" (Пс. 138, 9 - 10) - трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.
На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После этого святитель сказал палачу: "Друг, делай, что тебе приказано", - и спокойно встал под удар меча.
Когда мученик был обезглавлен. Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора и бросили тело и главу святителя в море. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел Божий со словами: "Епископ Василий в Синопе и ждет вас". Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть "на счастье" диаконов Фестима и Парфения, ничего не поймали. Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.
Из комментариев к этой фотографии, датируемой, предположительно в 1931 году, выясняется, что Прихожанкой этой церкви одно время была блаженная Матрона, - будущая святая.
фотография с сайта /www.retromap.ru/
вид на комплекс церковных строений из двора дома номер 4 по улице Бахрушина. Декабрь 2014 года.
Справка
